Разница между маркетингом и сбытом

Не стоит путать маркетинг со сбытом: эти понятия, несмотря на высокую схожесть, имеют несколько кардинальных различий. Главным образом, они касаются отношений с потребителями и цепочкой продаж. Маркетинг ставит во главу угла контакт с покупателем, полное удовлетворение его потребностей. Сбыт же нуждается в скорейшей продаже произведённой продукции с целью повышения рентабельности, наращивания оборотных средств.

Содержание статьи

Определение

Маркетинг – это деятельность, которая предполагает полное продвижение продукции от производства до её употребления (покупки). Повышенное внимание уделяется методам коммуникации с потребителем, учитываются его взгляды, предпочтения, вкусы. Центральное место в концепции маркетинга занимает реклама, то есть активное информирование потенциального покупателя о свойствах продукции.

Сбыт – это деятельность, направленная на реализацию продукции, произведённой предприятием. Отдельные сферы экономики могут обходиться и без маркетинговых схем продвижения продукта. Это относится к военно-промышленному комплексу, добывающей промышленности, лесозаготовке и т.д. Здесь покупатель часто сам ищет продавца. Сбыт – это прямые продажи, которые могут осуществляться с предварительным заказом или без него.

к содержанию ↑

Сравнение

Таким образом, несмотря на общую цель, различные технологии продаж используют свои методы. Так, главная функция отдела сбыта – продать то, что уже произведено и находится на складе. Маркетинг же в чистом виде сначала изучает рынок, а уж потом производит товар, который оправдывает ожидания потенциального покупателя.

Маркетинговые схемы гибче, так как они подстраиваются под конкретные условия. Это может быть проведение акций, скидка на неликвидные товары, формирование лояльности у покупателя. Сбыту же необходимо продать продукт как можно скорее, и в этом смысле он использует минимальный набор средств. Главные из них – скидка, рассрочка, факторинговые схемы.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Концепция. Маркетинг – производить то, что будет пользоваться спросом у покупателя, сбыт – продавать всё, что произведено, независимо от настроений рынка.
  2. Форма сделки. Маркетинг – рыночная схема, где выражением стоимости являются деньги. Сбыт может существовать и в условиях централизованного рынка через бартерные и меновые схемы.
  3. Контакт с покупателем. Маркетинг всегда доходит до конечного потребителя, так как ориентирован на исполнение его целей. Сбыту нужно реализовать товары как можно скорее, лучше – оптовому покупателю, который предоставит средства в минимальные сроки.
  4. Оценка эффективности. Важнейший критерий качества для маркетинга – производство ровно такого количества продуктов, которые нужны рынку в данный момент («попадание в цель»). Если на складах остаётся продукция, значит, на каком-то этапе планирования допущены ошибки. Важнейший критерий для сбыта – продажа всех товаров, произведённых на предприятии (использование всех боеприпасов).