В бизнесе эффективность управления оценивается за счёт большого количества составляющих, и как здесь не поддаться на уловки своего разума, подменив одни понятия другими? Отличать маркетинг от менеджмента очень важно для успешного построения торговых схем. Продвижение товара – это важная, но далеко не единственная составляющая работы коммерческого предприятия. Кроме того, управлять можно и социальными системами, которые не предполагают получение прибыли.
Определение
Маркетинг – это процесс реализации товаров от производителя до потребителя. Он включает в себя анализ рынка, предпочтений покупателя, текущей макроэкономической ситуации. Исходя из полученных данных, производится товар, чьи характеристики идеально отвечают сложившейся ситуации. Оценка эффективности – процент проданной продукции от произведённой, рентабельность предприятия.
Менеджмент – это процесс создания социально-экономических систем, а также их администрирование. Это набор управленческих подходов, благодаря которым предприятие живёт, развивается и эволюционирует. Далеко не все системы, в которых осуществляется менеджмент, используют маркетинг, но таких всё же большинство. Даже учебные заведения, казалось бы, далёкие от производства коммерческого продукта, используют схемы продвижения услуг ради повышения рентабельности.
к содержанию ↑Сравнение
Менеджмент определяет миссию компании и её место на рынке в долгосрочной перспективе. Маркетинговые схемы создаются для реализации конкретного проекта и могут сворачиваться после его реализации. Менеджмент является национальным: к примеру, американская, японская и русская парадигма управления в корне различаются между собой. Маркетинг же – абсолютно интернационален, схемы продвижения продукции универсальны, различаются лишь механизмы продаж, «красные флажки», за которые нельзя заступать маркетологу.
Управленческие подходы сложны в перестроении: они требуют принятия волевых решений. Маркетинговые схемы в любой момент можно переключить на новые рынки, новые места продаж, а при определённых условиях – на новые продукты и даже других покупателей. Менеджмент обладает большей инерцией, так как перестроение отнимает у предприятия больше времени.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Масштаб. Маркетинг, в большинстве случаев – это составная часть менеджмента, его лицо и голос. Именно благодаря нему реализуются товары и услуги, произведённые в результате управления.
- Национальность. Менеджмент всегда привязан к культуре и ментальности, маркетинг – интернационален, и принципиальные схемы продаж (товар – рынок – места реализации) остаются неизменными.
- Гибкость. Маркетинговые схемы чутко реагируют на изменения рынка, предпочтения потребителя, развитие прогресса. Менеджменту требуется больше времени на перестроение, его инерция значительно выше.
- Оценка эффективности. Главный критерий работы маркетингового отдела – сбыт продукции, а также контакт с покупателем. Оценка эффективности менеджмента значительно сложнее, так как необходимо учитывать множество критериев.