Деятельность коммерческой организации могут характеризовать ее выручка и реализация. В чем заключается их специфика?
Что представляет собой выручка в бизнесе?
Под выручкой коммерческого предприятия принято понимать сумму (или перечень имущества в стоимостном выражении), которая получена им вследствие осуществления продаж или оказания услуг в рамках определенного периода времени. На основании разницы между выручкой и расходами (а иногда — только на основании величины первого показателя) определяется сумма налогов, которые фирма должна уплатить государству. Исключение составляет механизм налогообложения, при котором соответствующие денежные поступления на счет предприятия не учитываются: к таким схемам следует отнести, к примеру, систему ЕНВД, предусмотренную российским законодательством.
Стоит отметить, что в соответствии с некоторыми методиками финансового анализа выручка как экономически значимый показатель может уменьшаться на налоги (в этом случае она именуется «нетто-выручкой»).
Распространен подход, в соответствии с которым выручка классифицируется:
- на денежные поступления от основного вида коммерческой деятельности фирмы;
- на выручку от осуществления инвестиций (например, в виде поступлений от продажи ценных бумаг);
- на выручку, образующуюся в результате изменений в курсах валют (например, при экспорте товаров).
Все три типа финансовых поступлений объединяются в общую выручку. Но, как правило, эффективность бизнеса оценивается исходя из тех доходов, что связаны с основной деятельностью предприятия.
Выручка фирмы может подсчитываться двумя методами: кассовым и начисления. В первом случае она фиксируется по факту принятия предприятием денежных средств на расчетный счет или в кассу. Во втором — исчисляется тогда, когда у покупателя товара или потребителя услуг появляются подтвержденные договором или законом обязательства, связанные с оплатой поставленной продукции или же сервисов.
Главное условие получения выручки от основной деятельности, вне зависимости от конкретного способа ее исчисления, — реализация товаров или услуг. Рассмотрим ее специфику подробнее.
к содержанию ↑Что представляет собой реализация?
Данный термин соответствует направлению деятельности коммерческого предприятия, которое связано с поставками выпускаемых или перепродаваемых им товаров либо услуг на рынок. Фактически речь идет об удовлетворении спроса, формирующегося со стороны потребителей. При этом взаимодействие между ними и поставщиками в рамках реализации может предполагать не только собственно куплю-продажу товаров или услуг, но также, к примеру, организацию их доставки (обеспечение условий для предоставления, если речь идет о сервисах), хранения, продвижения по доступным каналам продаж и т. д.
Конечный результат реализации товара или услуги — получение управомоченным лицом оплаты за осуществленные поставки, которая, собственно, и формирует выручку по основному виду деятельности (или же, если речь идет о кассовом методе фиксации дохода, это будет принятие покупателем обязательств по оплате товара или услуги).
Можно отметить, что в соответствии с законодательством РФ не могут быть признаны в качестве реализации, в частности:
- операции, которые связаны с обращением валюты;
- передача ресурсов фирмы ее правопреемникам в рамках реорганизации хозяйствующего субъекта;
- передача ресурсов фирмы в пользу НКО для осуществления деятельности, не являющейся коммерческой;
- передача инвестиционного имущества по договору товарищества, а также в паевые фонды, учрежденные в кооперативах;
- передача имущества в рамках концессионных правоотношений;
- передача ресурсов хозяйственного общества одному из участников при его выходе из бизнеса;
- передача квартир гражданам в рамках приватизации;
- операции изъятия имущества, обращения с бесхозными вещами.
Сравнение
Есть не одно отличие выручки от реализации. Это обусловлено тем, что данные термины, хотя и применяются, как правило, в одном контексте, тем не менее обозначают разные вещи.
Выручка — это поток денежных средств, получаемых организацией как следствие осуществления коммерческой деятельности. При этом не всегда связанной с продажами. Выручка, как мы отметили в начале статьи, может быть, в частности, инвестиционной.
Реализация — это часть коммерческой деятельности, которая наиболее значима с точки зрения приобретения фирмой выручки по основному виду бизнеса. Она практически всегда связана с продажами товаров и услуг.
Определив,в чем разница между выручкой и реализацией заключается принципиально, отразим выводы в небольшой таблице.
к содержанию ↑Таблица
Выручка | Реализация |
Что общего между ними? | |
Успешная реализация товара или услуги — главное условие появления выручки по основному виду деятельности фирмы | |
В чем разница между ними? | |
Представляет собой сумму денежных средств, получаемых организацией в результате осуществления коммерческой деятельности | Представляет собой направление коммерческой деятельности фирмы, которое связано с продажами товаров и услуг |
Не всегда связана с продажей товаров и услуг (может быть, к примеру, инвестиционной) | Практически всегда связана с продажей товаров и услуг |