Разница между спросом и предложением

Спрос и предложение лежат в основе действующего рыночного механизма. Что представляют собой эти категории, каковы характеристики каждой из них, и чем отличается спрос от предложения? Рассмотрим это подробней.

Определение

Под спросом понимают востребованность некоего товара со стороны населения.

Предложение – это намерение производителя реализовать на рынке свою продукцию.

Сравнение

Итак, в одном случае инициатива исходит от потенциального покупателя, а в другом – от изготовителя (продавца). Обе категории характеризуются величиной. При этом относительно спроса она выражается в том количестве товара, которое рассчитывает и способен приобрести потребитель, а для предложения величина – это максимум продукции, выдвигаемой в целях реализации.

Другой общий показатель – цена. Рассмотрим, в чем здесь состоит отличие спроса от предложения. Так, в первом варианте цена представлена наибольшей суммой, которую потенциальный покупатель способен отдать за нужный продукт. В случае с предложением этот параметр выражает минимум, требуемый продавцом за свой товар.

Упомянутые характеристики – величина и цена – взаимосвязаны. Их соотношение сформулировано в соответствующих положениях. Первое из них – закон спроса. Его суть такова: чем дороже продукция, тем в меньших объемах она востребована. Эта обратная зависимость графически может быть проиллюстрирована так:

чем отличается спрос от предложения
Кривая спроса

Тем временем закон предложения гласит: возрастание цены влечет за собой готовность производителя поставлять больше товара, а удешевление продукции – меньше. Здесь прослеживается прямая зависимость одного параметра от другого, и соответствующее изображение будет таким:

отличие спроса от предложения
Кривая предложения

Оба закона сформулированы с учетом лишь главного, ценового, фактора, влияющего на изменение количества востребованной или предлагаемой продукции. Между тем существуют и другие причины, объясняющие непостоянство, присущее обсуждаемым категориям.

В чем разница между спросом и предложением относительно этих дополнительных факторов, не связанных с ценовым показателем? В том, что на спрос также влияют: уровень благосостояния потребителей, их личные предпочтения, стоимость аналогичных товаров, сезонность и другие нюансы. Тем временем предложение может зависеть от степени производственных затрат, размера налогов и субсидий, применяемых технологий, ожидаемого подорожания выпускаемых изделий или понижения цены на них и прочего.