Реализация товаров может осуществляться в таких формах, как сбыт и продажи. Что они собой представляют?
Что представляет собой сбыт?
Под сбытом может пониматься:
- системный, упорядоченный процесс, в рамках которого осуществляется реализация товаров, произведенных предприятием;
- процедура передачи товаров от продавца покупателю посредством установленных механизмов, устойчивых каналов;
- комплекс направлений деятельности фирмы, связанных с обслуживанием и обеспечением функционирования каналов передачи товаров для клиентов и покупателей.
Все указанные виды сбыта, как правило, не предполагают активных действий менеджмента фирмы, направленных на создание и поддержание работы постоянно действующего механизма реализации товаров. Таких как, например, поиск клиентов и проведение переговоров с ними в целях заключения договоров на приобретение продукции компании. Если подобные действия осуществляются — сбыт превращается в продажи (точнее, в один из их подвидов). Изучим их особенности.
к содержанию ↑Что представляют собой продажи?
Под продажами может пониматься:
- деятельность фирмы, направленная на формирование сбыта — в любой из 3 рассмотренных нами выше интерпретаций, посредством различных коммуникаций с клиентом, рекламного продвижения, PR и иных инструментов;
- отлаженный правовой механизм заключения сделок между продавцом и покупателем (при котором стороны определяют свои права и обязанности с учетом положений законодательства).
Если рассматриваемое слово употребляется в единственном числе (как «продажа»), то под ним может также пониматься отдельно взятая сделка по реализации товара. Но вне зависимости от применения понятия «продажи» осуществляются они при условии совершения ответственными менеджерами и сотрудниками фирмы определенных действий, направленных на создание постоянно действующего механизма, который позволяет фирме стабильно извлекать выручку.
Сравнение
Главное отличие сбыта от продаж заключается в том, что первая процедура не предполагает осуществление менеджментом и сотрудниками фирмы действий, направленных на стимулирование выручки. В рамках сбыта осуществляется фактическая поставка товаров по действующим контрактам. Если переговоры с клиентами и ведутся, то, как правило, касаются они организационных вопросов поставок — связанных со стоимостью доставки продукции, оплатой, сервисным сопровождением реализации товаров.
В свою очередь, продажи направлены как раз таки на то, чтобы соответствующие контракты успешно заключать и формировать потребность фирмы в организации эффективного сбыта — посредством переговоров с клиентами, рекламы, PR.
Определив, в чем разница между сбытом и продажами, отразим выводы в таблице.
к содержанию ↑Таблица
Сбыт | Продажи |
Что общего между ними? | |
Успешные продажи предопределяют потребность фирмы в организации эффективного сбыта товаров | |
В чем разница между ними? | |
Не предполагает активных действий менеджеров и сотрудников фирмы по стимулированию получения выручки | Являются главным условием получения фирмой выручки |
Предполагает коммуникации с клиентом по вопросам удобной доставки, оплаты, сервисного сопровождения поставок товаров | Предполагают коммуникации с клиентом по схемам активных продаж, осуществление рекламной деятельности, PR |