В экономической науке при исследовании различных закономерностей рынка могут анализироваться такие явления, как потребности и спрос. Что они собой представляют?
Что понимается под потребностью?
С точки зрения экономических исследований потребность — это индивидуализированное ощущение необходимости в приобретении человеком какой-либо вещи или пользования какой-либо услугой. Потребность может быть:
- разовой (случайно возникающей) или системной;
- субъективной и объективной;
- сформировавшейся в силу внутренних убеждений или навязанной человеку извне.
В ряде случаев потребность может перерасти в спрос. Изучим его специфику подробнее.
к содержанию ↑Что понимается под спросом?
С точки зрения экономических исследований спрос — это индивидуализированное или же групповое поведение, которое выражается в устойчивом стремлении, соответственно, отдельных людей или их групп с той или иной периодичностью покупать какие-либо товары или пользоваться некоторыми услугами.
Классификация спросов может быть осуществлена по схеме, похожей на рассмотренную нами выше — по которой потребности делятся на различные категории. Так, спрос может:
- выражаться в системном или несистемном поведении потребителей;
- предопределяться субъективным или объективным стремлением людей покупать товары и пользоваться услугами;
- предопределяться внутренними убеждениями потребителей или же навязанными извне образцами покупательского поведения.
Сравнение
Главное отличие потребности от спроса в том, что первое экономическое явление имеет пассивный, непостоянный характер, а второе — активный и сформировавшийся. Человек, имеющий потребность, необязательно пойдет тут же ее удовлетворять в магазине. В свою очередь, у него может сформироваться устойчивый спрос на те или иные товары и услуги — в этом случае он будет стремиться при первой возможности его удовлетворить.
Но стоит отметить, что потребность — в большинстве случаев обязательное условие появления спроса. При ее отсутствии у человека не будет формироваться спрос на товары и услуги.
Потребность практически всегда носит индивидуализированный характер. Покупательские предпочтения одного человека могут значительно отличаться от тех, что характеризуют личности других людей, даже если у них много общего и их правомерно отнести к одной социальной группе. Потребность можно довольно приблизительно отразить в конкретных показателях — например, в единицах товаров или услуг, поскольку в силу различных причин она способна часто меняться.
В свою очередь, спрос может быть, как мы отметили выше, как индивидуализированным, так и групповым. Его можно отразить в конкретных цифрах — соответствующих, например, такому-то количеству вещей или услуг в месяц в привязке к той или иной группе покупателей.
Определив, в чем разница между потребностью и спросом, отразим выводы в небольшой таблице.
к содержанию ↑Таблица
Потребность | Спрос |
Что общего между ними? | |
Потребность — условие появления спроса | |
В чем разница между ними? | |
Часто неустойчива, несистемна | Как правило, устойчив, системен |
Практически всегда индивидуализирована | Может быть как индивидуальным, так и групповым |
С трудом может быть отражена в количественных показателях | Как правило, легко отражается в количественных показателях |