Спрос как экономическая категория бывает двух основных типов — индивидуальный и рыночный. Что представляет собой каждый из них?
Факты об индивидуальном спросе
Под индивидуальным принято понимать спрос, формируемый отдельно взятым потребителем. Он определяется исходя из объема товаров, в приобретении которых человек нуждается.
Динамика и структура индивидуального спроса зависят от покупательной способности потребителя. Если у гражданина имеется внушительное количество свободных денежных средств, то он, скорее всего, сможет позволить себе приобретать товары в большем разнообразии, лучшем качестве и на регулярной основе. Но нередко наблюдается и обратная ситуация — человек концентрируется на приобретении дорогих товаров, представленных в 1-2 категориях (например, это могут быть мобильные гаджеты престижных брендов), вследствие чего перечень иных видов покупаемой продукции существенно сокращается.
к содержанию ↑Факты о рыночном спросе
Под рыночным принято поднимать спрос, формируемый тем или иным сообществом потребителей — в масштабах социальной группы, региона или всей страны. Он определяется, как и индивидуальный, исходя из объема товаров, в покупке которых нуждаются представители сообщества.
Динамика рыночного спроса, как и в предыдущем случае, зависит от покупательной способности потребителей товаров. В зависимости от количества покупателей, поведение которых характеризует первая или вторая из отмеченных выше закономерностей — когда при наличии значительного количества свободных денежных средств у покупателя спрос формируется на большее разнообразие товаров, имеющих высокое качество, или на небольшое количество дорогих товаров, — складывается преобладающая структура рыночного спроса.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие индивидуального спроса от рыночного в том, что первый формируется отдельным человеком, второй — сообществом потребителей. Однако рыночный спрос создается совокупностью отдельных, индивидуальных спросов.
Показатели объемов покупок тех или иных товаров у разных людей могут сильно различаться на уровне индивидуального спроса. Но в рыночном спросе данные объемы суммируются, в некоторых случаях — определяется их среднее арифметическое.
Например, если покупатель Иванов приобретает 10 коробок конфет в месяц, Петров — 20, а Сидоров — 90, то суммарный рыночный спрос данного сообщества будет составлять 120 коробок конфет, а усредненный — 40.
Структура индивидуального спроса человека может довольно часто меняться — исходя из его финансовых возможностей, предпочтений. В случае с рыночным — ситуация иная. Если сообщество потребителей достаточно большое, то колебания на уровне индивидуальных спросов могут не слишком значительно влиять на структуру рыночного спроса.
Определив, в чем разница между индивидуальным и рыночным спросом, зафиксируем основные выводы в таблице.
к содержанию ↑Таблица
Индивидуальный спрос | Рыночный спрос |
Что общего между ними? | |
Рыночный спрос — результат суммирования или вычисления усредненных показателей индивидуальных спросов | |
В чем разница между ними? | |
Формируется отдельным потребителем | Формируется сообществом потребителей |
Может иметь неустойчивую структуру — покупательские предпочтения гражданина способны меняться исходя из его финансовых возможностей и потребностей | Как правило, имеет более устойчивую структуру — если сообщество потребителей достаточно большое |