В любой рыночной экономике есть конкуренция. Она может быть совершенной или несовершенной. В чем их особенности?
Факты о совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией современные экономисты понимают состояние рынка, при котором:
- в большинстве сегментов бизнеса присутствует множество независимых производителей, поставщиков товаров и услуг;
- ни одно из предприятий не может устанавливать удобные для себя цены — или влиять на их установление, поскольку они регулируются спросом со стороны покупателей, а также общим уровнем предложения от рынка;
- ценовой демпинг игроков в масштабах рынка или хотя бы сегмента практически не наблюдается, поскольку цены ниже определенных рынком делают бизнес нерентабельным.
Есть ряд условий для формирования рынка с совершенной конкуренцией. Это:
- отсутствие существенных барьеров (бюрократических, финансовых) для прихода на рынок новых предпринимателей;
- отсутствие законодательного регулирования цен;
- в достаточной мере высокая покупательная способность населения.
В чистом виде совершенная конкуренция, если говорить о масштабах национальных экономик, практически не встречается. В хозяйственной системе почти любой страны есть отрасли, в которых присутствуют, так или иначе, барьеры для новых игроков либо законодательное регулирование цен. Даже в самых развитых государствах есть регионы с невысокой покупательной способностью населения — что делает затруднительным открытие в них новых рентабельных производств.
Но практически всегда можно найти в национальной экономике отрасли, в которых формируется конкуренция, близкая к совершенной. Например, это IT-сфера. Развить успешный бизнес в ней вполне реально при минимальных барьерах и финансовых затратах, чтобы затем начать продавать IT-решения по ценам, которые продиктует рынок. Касательно платежеспособности клиентов — в большинстве случаев возможно, изучив доступные IT-сегменты, наладить выпуск продукта в достаточной мере востребованного, за который люди готовы платить.
Факты о несовершенной конкуренции
Под несовершенной конкуренцией современные экономисты понимают состояние рынка, в котором отдельные поставщики товаров и услуг могут тем или иным способом устанавливать комфортные для себя цены. Например, в силу низкой насыщенности сегмента или по причине своего монопольного положения на рынке.
Есть ряд ключевых факторов формирования несовершенной конкуренции:
- законодательное регулирование цен;
- распространенность демпинга, его поддержка крупными игроками рынка;
- наличие существенных барьеров для прихода на рынок новых игроков;
- неравномерность доступа предприятий к рынкам сбыта.
Опять же, сложно найти национальную экономику, которая бы полностью соответствовала признакам несовершенной конкуренции. Практически в любой стране мира есть сегменты рынка, в которых факторы, обозначенные выше, не появляются, и потому в них вполне может формироваться как раз таки совершенная конкуренция.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие совершенной конкуренции от несовершенной в том, что в первом случае игроки рынка не могут устанавливать комфортные для себя цены. При несовершенной конкуренции подобные возможности есть у отдельных предприятий, являющихся монополистами, либо у большинства — если рыночный сегмент не насыщен.
Определив то, в чем разница между совершенной конкуренцией и несовершенной, зафиксируем обнаруженные нами факты в таблице.
к содержанию ↑Таблица
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция |
Поставщики товаров и услуг не могут выставлять комфортные для себя цены и ориентируются на законы спроса и предложения | Поставщики товаров могут выставлять удобные для себя цены в силу монопольного положения либо низкой насыщенности сегмента рынка |
Появляется как результат формирования свободной рыночной среды — без законодательного регулирования цен, без барьеров на вход новых игроков, при наличии платежеспособного спроса | Возникает в регулируемой рыночной среде — когда цены могут устанавливаться законодательно, есть барьеры на вход новых игроков, а также при неплатежеспособном спросе, когда новые предприятия не открываются из-за низкой рентабельности |
Практически исключает демпинг из-за того, что цены и без того минимальны | Допускает появление демпинга |