Рынок всегда находится между двух огней: с одной стороны, он естественным образом стремится к конкуренции, с другой – периодически скатывается к появлению доминирующего игрока. Образование монополий и олигополий многие называют искусственным, но на самом деле, их появление обусловлено объективными причинами. Попробуем разобраться в особенностях данных категорий и выяснить, насколько они подходят рынку.
Определение
Монополия – организация рынка, при которой в отдельных сферах экономики доминирует только один игрок. Он определяет не только ценовую политику, но и сбыт продукции, развитие отрасли. Монополия может возникать в силу естественных причин (жизненно важные для государства сферы), так и искусственных (создание неписаных и законодательных барьеров).
Олигополия – организация рынка, при которой в определённых сегментах доминирует несколько производителей, определяющих ценовую политику и принципы развития. Данный вид несовершенной конкуренции чаще всего проявляется в высокотехнологичных и сложных областях, таких как судостроение, аэрокосмическая промышленность, автомобильное производство.
к содержанию ↑Сравнение
Итак, олигополия предполагает наличие нескольких участников на рынке, соответственно, наличие товаров-заменителей. Монополия – это всего один серьёзный игрок, определяющий ценовую и сбытовую политику. Товаров-заменителей при такой организации торгового пространства не существует, конкуренция полностью отсутствует.
Монополия незаконна, но в ряде случаев она создаётся естественным путём (производство оружия, подача газа). Олигополия правом не запрещена, так как её появление происходит под действием объективных факторов.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Количество участников рынка. Монополия предполагает наличие одного участника, олигополия – нескольких.
- Борьба за клиента. Олигополия предполагает минимальный уровень конкуренции, монополия – её полное отсутствие.
- Законность. Олигополия – естественное состояние рынка, не запрещённая правом. Монополия в большинстве случаев запрещена, если только речь не идёт о жизненно важных областях деятельности государства.
- Возможность входа на рынок. При монополии добавление новых участников невозможно, при олигополии – затруднено.
- Наличие товаров-заменителей. Монополия не оставляет покупателю выбора, олигополия – создаёт узкий коридор для принятия решений.