Чем отличается индивидуальный спрос от рыночного?

Спрос как экономическая категория бывает двух основных типов — индивидуальный и рыночный. Что представляет собой каждый из них? Чем отличается индивидуальный спрос от рыночного?

Содержание статьи

Факты об индивидуальном спросе

Под индивидуальным принято понимать спрос, формируемый отдельно взятым потребителем. Он определяется исходя из объема товаров, в приобретении которых человек нуждается.

Динамика и структура индивидуального спроса зависят от покупательной способности потребителя. Если у гражданина имеется внушительное количество свободных денежных средств, то он, скорее всего, сможет позволить себе приобретать товары в большем разнообразии, лучшем качестве и на регулярной основе. Но нередко наблюдается и обратная ситуация — человек концентрируется на приобретении дорогих товаров, представленных в 1-2 категориях (например, это могут быть мобильные гаджеты престижных брендов), вследствие чего перечень иных видов покупаемой продукции существенно сокращается.

к содержанию ↑

Факты о рыночном спросе

Под рыночным принято поднимать спрос, формируемый тем или иным сообществом потребителей — в масштабах социальной группы, региона или всей страны. Он определяется, как и индивидуальный, исходя из объема товаров, в покупке которых нуждаются представители сообщества.

Динамика рыночного спроса, как и в предыдущем случае, зависит от покупательной способности потребителей товаров. В зависимости от количества покупателей, поведение которых характеризует первая или вторая из отмеченных выше закономерностей — когда при наличии значительного количества свободных денежных средств у покупателя спрос формируется на большее разнообразие товаров, имеющих высокое качество, или на небольшое количество дорогих товаров, — складывается преобладающая структура рыночного спроса.

к содержанию ↑

Разница между индивидуальным и рыночным спросом

Главное отличие индивидуального спроса от рыночного в том, что первый формируется отдельным человеком, второй — сообществом потребителей. Однако рыночный спрос создается совокупностью отдельных, индивидуальных спросов.

Показатели объемов покупок тех или иных товаров у разных людей могут сильно различаться на уровне индивидуального спроса. Но в рыночном спросе данные объемы суммируются, в некоторых случаях — определяется их среднее арифметическое.

Например, если покупатель Иванов приобретает 10 коробок конфет в месяц, Петров — 20, а Сидоров — 90, то суммарный рыночный спрос данного сообщества будет составлять 120 коробок конфет, а усредненный — 40.

Структура индивидуального спроса человека может довольно часто меняться — исходя из его финансовых возможностей, предпочтений. В случае с рыночным — ситуация иная. Если сообщество потребителей достаточно большое, то колебания на уровне индивидуальных спросов могут не слишком значительно влиять на структуру рыночного спроса.

Определив, в чем разница между индивидуальным и рыночным спросом, зафиксируем основные выводы в таблице.

к содержанию ↑

Сравнительная таблица

Индивидуальный спросРыночный спрос
Что общего между ними?
Рыночный спрос — результат суммирования или вычисления усредненных показателей индивидуальных спросов
В чем разница между ними?
Формируется отдельным потребителемФормируется сообществом потребителей
Может иметь неустойчивую структуру — покупательские предпочтения гражданина способны меняться исходя из его финансовых возможностей и потребностейКак правило, имеет более устойчивую структуру — если сообщество потребителей достаточно большое