Как развить память и внимание?

Хорошие память и внимание – это залог гармоничного развития личности, успешной учебы и работы. Однако при отсутствии регулярных упражнений память со временем ухудшается, концентрация внимания падает. Сегодня существует немало разных методик, позволяющих тренировать мозг. Самое сложное – выбрать подходящую технику и соблюдать рекомендации, как развить память и внимание.

Содержание статьи

Как улучшить память и внимание

На работоспособность мозга влияет множество факторов. Их необходимо учитывать тем, кто хочет улучшить память и внимание:

  • Старение. Многие люди начинают жаловаться на плохие память и внимание уже в 45–50 лет, а в 65–70 лет проблемы становятся привычными и не вызывают удивления. С возрастом объем мозга действительно уменьшается, но потери не так велики, как кажется. Если сравнить мозг младенца и столетнего старца по количеству нейронов, то разница составит всего 4%. Поскольку человек использует только 0,1 часть мозга, то сохранить хорошую память в пожилом возрасте возможно. Главное – тренировать ее.
  • Заболевания. Многие из них вызывают ухудшение и даже потерю памяти, снижение внимания. В первую очередь это болезни и травмы головного мозга, инсульт, менингит, рак, черепно-мозговая травма, заболевания органов чувств, зрения, слуха и других. При любом заболевании главное – вовремя обратиться к врачу. В большинстве случаев лечение, назначенное специалистом, может остановить ухудшение памяти и внимания, а иногда и улучшить их.
  • Стресс и депрессия. Сильные, частые и длительные стрессы и депрессии оказывают разрушающее воздействие на память и внимание. Предугадать и предотвратить факторы, вызывающие серьезные потрясения, сложно. Однако необходимо приложить все силы, чтобы уменьшить последствия. Не стоит отказываться от помощи родных, друзей и врачей.

    Кратковременные стрессы, эмоциональные встряски, имеющие положительную основу, наоборот, полезны. Например, приятный сюрприз, громкий заразительный смех, прыжок с парашютом, катание на американских горках, участие в спортивных состязаниях или их просмотр.

  • Употребление лекарств. Некоторые препараты могут существенно ослабить память и внимание. К таким лекарствам относятся нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, гормоны, препараты, обладающие снотворным и антигистаминным действием, и другие.
  • Вредные привычки. Речь идет о приеме наркотических средств, злоупотреблении алкоголем, курении. Любой наркотик в первую очередь воздействует на головной мозг, постепенно разрушая его и не оставляя шансов на полное восстановление.

    Алкоголь в любом количестве влияет на организм негативно. Нарушение памяти и внимания начинается при малых дозах и усиливается одновременно с увеличением количества выпитого спиртного. Часто прием алкоголя заканчивается провалами памяти.

    У курящего человека по сравнению с некурящим память снижена на 30%. При отказе от вредной привычки этот показатель постепенно уменьшается. Однако полное восстановление маловероятно и зависит от стажа курильщика.

  • Питание. Оно должно быть полноценным. В рацион необходимо включать продукты, содержащие антиоксиданты, витамины B12, C, E, Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты: свинину, говядину, субпродукты, особенно говяжью печень, яйца, курицу, рыбу, например треску и сельдь, кисломолочные продукты, шпинат, брокколи, свеклу, цитрусовые, чернику, орехи, изюм и чернослив. Полезно ежедневно пить сок из темных сортов винограда или настой шалфея.

    Сливочное масло, маргарин, животные жиры стоит исключить из рациона или сократить количество потребления до 90–100 грамм в сутки.

  • Отдых. Полноценный сон – залог хорошей памяти. Значение имеют непрерывность и продолжительность сна. Пока человек спит, его мозг усиленно трудится, обрабатывая полученную за день информацию. Нарушение сна расстраивает процесс запоминания. Прием снотворных и успокоительных средств усугубляет положение, так как лекарства вызывают сон искусственно и мешают его естественному течению. Высыпающийся человек запоминает в 2 раза больше информации, чем страдающий недосыпом.

    Работу мозга улучшают расслабляющий массаж, медитация, занятия йогой, акупунктура.

    Не стоит перегружать мозг ненужными данными. Иногда он использует забывание как защитный механизм при перенасыщении информацией. Малозначительные сведения лучше заносить не в память, а в ежедневник.

  • Физическая активность и кислород. Умеренные нагрузки на тело необходимы для развития памяти и внимания. Физическая активность улучшает кровообращение и снабжение мозга кислородом. Полезны ходьба и бег, утренняя зарядка, аэробика, плавание. Достаточно уделять упражнениям 30–60 минут в день, занимаясь самостоятельно или с тренером. Спорт можно заменить танцами. Умение значения не имеет, главное – двигаться в свое удовольствие под любимую музыку.

    Хорошо помогают гимнастика для глаз и разминка для рук, заставляющие работать оба полушария, развивающие память, внимание, координацию.

    Зарядка для глаз занимает 2–3 минуты. Каждое упражнение повторить не менее 5 раз.

    Пример гимнастики для рук можно посмотреть на видео:

    Часто для того, чтобы сконцентрироваться, вспомнить важное, достаточно выйти на улицу, подойти к открытому окну или просто проветрить помещение и сделать 8–10 глубоких вдохов.

  • Упражнения для мозга. Существует немало методик, помогающих тренировать память и внимание. Чтение книг, заучивание стихов, изучение иностранного языка, шрифта Брайля и языка жестов, пение, прослушивание музыки, решение кроссвордов и логических задач, компьютерные курсы, тренинги, новое хобби – простые и доступные способы повышения работоспособности мозга. Время и место для тренировок не важны. Заниматься можно дома, в транспорте, в очереди, на прогулке.

Универсального способа развить память и внимание нет. Техники сильно отличаются друг от друга. Одни направлены на улучшение запоминания, другие – воспроизведения, третьи – концентрации внимания и т. д. Методику нужно подбирать индивидуально. Она должна быть понятной и интересной. Желательно комбинировать разные способы, периодически менять их.

к содержанию ↑

Упражнения для взрослых

Изучить все приемы и упражнения для развития памяти и внимания невозможно. Достаточно взять за основу несколько наиболее простых и интересных способов, постепенно усложняя их.

Упражнение № 1

Первый шаг к хорошей памяти – это развитие внимания. Его можно тренировать даже в транспорте или в очереди.

Необходимо внимательно рассмотреть окружающих людей, их лица, позы, одежду, вещи в течение 30 секунд. Затем отвернуться и описать каждого человека с максимальной точностью. Спустя 1–2 часа и на следующий день снова восстановить в памяти внешность незнакомых людей. Начинать тренировки лучше с 1–2 человек, постепенно увеличивая число объектов наблюдения.

Упражнение можно делать и дома. Вместо людей нужно рассматривать небольшие предметы, а затем, закрыв глаза, представлять их в мельчайших деталях. Если не получится вспомнить подробности, то упражнение можно повторить.

Хорошее правило – подробно вспоминать вечером события, произошедшие днем. Можно вести дневник, но делать записи не сразу, а в конце дня. Главное – восстановить события до мельчайших подробностей.

Упражнение № 2

Этот комплекс заданий направлен на повышение концентрации внимания, улучшение координации работы полушарий головного мозга:

  • Встать ровно, ноги – на ширине плеч, руки – по швам, сделать несколько глубоких вздохов. Согнуть правую руку и левую ногу, коснуться локтем колена. Спина должна оставаться прямой. Затем, наоборот, согнуть левую руку и правую ногу и дотронуться локтем до колена. Каждое упражнение повторить 6 раз.

    Согнуть правые руку и ногу и коснуться локтем колена. Также дотронуться левым локтем до левого колена. Повторить каждое действие 6 раз.

    Комплексы перекрестных и параллельных упражнений повторить по 3 раза, чередуя их.

  • Кольца. Сначала работает правая рука. По очереди соединить большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Скорость должна постепенно увеличиваться. Затем сделать упражнение левой рукой. В конце – обеими руками одновременно.
  • Зеркальное рисование. Взять лист бумаги, провести линию, разделив его пополам, и начать рисовать обеими руками одновременно и симметрично. Можно писать буквы, цифры, чертить простые фигуры.

    «Нерабочая» рука будет отставать. Для того чтобы ее развить, действия, привычно совершаемые ведущей рукой, стоит переложить на нерабочую. Например, правша может писать левой рукой или держать ложку.

  • Правой рукой погладить свой живот по часовой стрелке. Затем левой рукой похлопать себя по макушке. В конце – выполнить действия обеими руками одновременно. Когда упражнение начнет получаться, поменять руки.

    Можно взять в каждую руку по карандашу и начать рисовать одновременно на двух листах разные геометрические фигуры. Например, круг и линию, квадрат и треугольник.

Упражнение № 3

Отлично тренирует память и внимание устный счет. Сперва можно заняться сложением и вычитанием любых трехзначных чисел, затем перейти к четырехзначным и т. д. Умножение лучше начинать с двузначных чисел.

Хорошее упражнение – обратный счет. Стартовать нужно с 200 или 300, но уменьшение производить не на 1, а сразу на 4, 7 или любое другое число. Например, 300, 296, 292… Или 300, 293, 286…

Можно тренироваться запоминать ряд случайных двузначных чисел за определенное время. Постепенно задание следует усложнять: переходить к трех-, четырехзначным, увеличивать количество чисел или брать десятичные дроби. Вместо чисел допустимо запоминать ряд несвязанных между собой слов.

Упражнение № 4

Полезно совершать привычные действия по памяти, с закрытыми глазами. Например, принимать душ, умываться, одеваться. Такие упражнения стимулируют работу мозга и заставляют обостриться другие органы чувств.

Можно разложить пробники эфирных масел, духов, любые ягоды, фрукты, сладости и угадывать ароматы с закрытыми глазами. Затем, сняв повязку, взять один из пробников и постараться вызвать в памяти ассоциации, воспоминания, связанные с этим ароматом.

Упражнение № 5

Для тренировки слуховой памяти можно использовать любимую музыку, радио- или телепередачу. Во время прослушивания нужно уменьшить громкость настолько, чтобы для понимания речи пришлось прислушиваться. Продолжительность упражнения – не более 2–3 минут.

Любую новую информацию лучше не читать, а слушать. Тексты предпочтительно читать вслух.

Упражнение № 6

Полезно развивать фотографическую память, так как она позволяет усваивать информацию с помощью зрительных образов, без осмысления.

  • Выбрать любой предмет. Рассматривать его в течение 5 минут, не переводя взгляда, тренируя концентрацию и удержание внимания.
  • Рассмотреть предмет, запомнить детали, закрыть глаза и представить его. Затем открыть глаза и сравнить реальный и воображаемый объекты. Упражнение повторить не менее 10 раз. Постепенно представлять предмет будет легче, а точность картинки станет выше. Со временем можно усложнять задание, запоминая пейзаж, натюрморт.
  • Бросить на стол спички, лучше начинать с 5 штук. Запомнить в течение 2–3 секунд, как они лежат. Отвернуться и расположить другие спички так же.
  • Закрыть глаза, вспомнить до мелочей, как выглядит любая страница ежедневника, записной книжки или дневника, и представить ее. Важно воспроизвести детали, ошибки, исправления, сокращения.

Упражнение № 7

Улучшить память поможет игра в ассоциации. Вместо длинных записок-напоминаний необходимо писать короткие подсказки, основанные на ассоциациях, и расклеивать их на видных местах дома или на работе. Небольшой ключевой фразы или схематичного рисунка достаточно, чтобы память нашла информацию и зафиксировала ее снова, на этот раз непроизвольно.

к содержанию ↑

Упражнения для детей

Многие родители задаются вопросом, как развить память и внимание у ребенка. Заставить малыша сидеть на месте и выполнять скучные задания невозможно и бесполезно. Тренировки должны быть интересными и соответствовать возрасту. Любое упражнение нужно превращать в увлекательную игру. Однако не стоит перегружать ребенка такими развлечениями.

Полезные советы по развитию детской памяти и внимания можно посмотреть на видео:

Упражнение № 1

Главный помощник родителей – книга. С раннего детства нужно читать ребенку сказки, стихи, петь с ним песенки. Постепенно малыш запомнит любимые произведения и сам начнет пересказывать их. Повторять и учить прочитанное лучше вместе с ребенком. Детей 2,5–3 лет можно просить прочитать стишок или спеть песенку самостоятельно. Малышам постарше – читать знакомые сказки и стихи, петь песни «с ошибками». Когда ребенок заметит и поправит родителей, похвалить его.

Чаще просить малыша описывать картины, фотографии, пересказывать сказки и мультфильмы. Чем старше ребенок, тем больше нужно обращать его внимание на детали.

Можно «озвучить» вместе с малышом любимый мультфильм, убавив громкость.

Упражнение № 2

Ребенок постоянно учится, наблюдает, запоминает, фантазирует. Любое общение со взрослыми превращается в урок. Дома и на прогулке нужно чаще разговаривать с малышом, комментировать любые действия. На улице обращать внимание ребенка на дома, машины, людей, животных, а дома рассказывать про части тела, цвета, одежду, зверей и птиц и т. п.

Можно давать задания: найти три скамейки, красную машину, запомнить цвет штор в окне, посчитать кассы. После прогулки или поездки попросить малыша рассказать, что он видел, какие у него впечатления, вспомнить с ним детали.

Упражнение № 3

Отлично развивает память и внимание игра «Найди отличия». Большинство детей выполняет подобные задания с удовольствием.

Самый простой вариант игры – рассмотреть похожие картинки и отыскать несколько отличий. Со временем стоит усложнить задание, ограничить время поиска.

Можно разложить на столе предметы или картинки, попросить ребенка запомнить их и отвернуться. Убрать одну вещь. Малыш должен ответить, что пропало. Постепенно нужно увеличивать количество изучаемых предметов, использовать похожие вещи.

Предметы можно не прятать, а менять местами. Ребенок должен заметить это и расставить вещи по местам.

Упражнение № 4

Задание «Найди пару». Взять 2–3 пары карточек. Разложить их на столе рисунками вверх и попросить ребенка найти пары. Постепенно количество картинок необходимо увеличивать.

Более сложный вариант упражнения – игра с перевернутыми карточками. Разложить картинки, показать малышу и перевернуть их рисунками вниз. Ребенок должен открывать по две карточки и искать пары. Если рисунки совпадают, убрать их. Если отличаются, вернуть на место. Сначала дети открывают картинки наугад, но постепенно вникают в суть игры и стараются запоминать расположение.

Можно искать пары на слух. Написать на листочке 2–3 пары связанных между собой слов и прочитать их ребенку. Например, лес – дерево, бабочка – цветок, собака – будка. Затем родитель должен произносить одно слово из пары, а малыш подсказывать второе. Если упражнение дается ребенку легко, количество пар нужно увеличить.

Можно поиграть с силуэтами. Рассмотреть картинку с предметом, а затем найти его по силуэту.

Упражнение № 5

Показать ребенку несколько движений и попросить повторить. Сначала синхронно, затем по очереди. Полезно делать зарядку и танцевать вместе с малышом.

Можно выложить картинку из спичек. Показать ребенку и попросить его повторить рисунок по памяти.

Упражнение № 6

Для развития чувствительности детских пальчиков, моторной памяти полезно искать предметы на ощупь. Положить несколько небольших вещей в мешочек и попросить малыша отгадать, что это за предметы, не глядя.

Упражнение № 7

Слуховую память можно развить с помощью музыкальных игрушек и подручных средств. Ребенок должен отвернуться и определить на слух, что звучит. Можно использовать дудочку, барабан, трещотку, бубен, звон стекла, металлических ложек, шуршание бумаги, целлофана и т. д.

Упражнение № 8

Школьникам можно предложить:

  • Досчитать до 50 или 100, пропуская числа с определенной цифрой.
  • Найти в тексте 10 слов с какой-нибудь буквой.
  • Пройти лабиринт, нарисованный на бумаге. Можно проследить путь ручкой или глазами.
  • Отгадать кроссворд или решить логическую задачу.
  • Выучить скороговорку и постараться произнести ее максимально быстро и четко.
  • Поиграть в перевертыши. Взрослый должен произнести слово задом наперед, а ребенок – перевернуть и назвать правильно. Начинать лучше со слов из 1–2 слогов. Например, мод – дом, амам – мама, буз – зуб. Постепенно количество слогов и скорость произношения можно увеличивать.

Можно использовать любые другие задания, главное для развития памяти и внимания – регулярно тренировать мозг.