Как раскрутить ресторан?

Открывая собственное дело в сфере общественного питания, любой предприниматель рассчитывает на успех бизнес-проекта. Но, увы, далеко не всегда нашим планам и ожиданиям суждено сбываться. Ведь помимо самого процесса создания сервисного предприятия, особого внимания со стороны бизнесмена требуют также вопросы привлечения клиентов. Стоит отметить, что шаги по продвижению объекта общепита должны носить комплексный характер и быть направлены на определенную целевую аудиторию. В данной статье мы расскажем, как раскрутить ресторан.

Содержание статьи

Адресная реклама

Наиболее простой и понятный, но при этом самый дорогостоящий способ продвижения сервисного предприятия. Под средствами адресной рекламы подразумеваются всевозможные растяжки и билборды, заметки в газетах и журналах, объявления на радио и собственные интернет-сайты, направленные на конкретного потребителя. Но насколько эффективны данные методы раскрутки ресторана, и каким из них стоит отдать предпочтение? Ответы на эти вопросы напрямую зависят от целевой аудитории заведения. Ведь прежде чем давать объявление на определенную радиостанцию, необходимо удостовериться в ее популярности среди потенциальных клиентов ресторана. В противном случае деньги будут потрачены впустую.

Каждый ресторатор должен четко представлять образ той целевой аудитории, на которую он работает. При этом речь идет не только о социодемографическом портрете клиента, но также о его психологических и мотивационных характеристиках. Как правило, при выборе заведения общепита человек основывается на одном из трех факторов. Первый – это статус ресторана, второй – личные принципы (требования к соотношению цены и качества) и третий – действие (достижение цели вне зависимости от средств). Причем уровень дохода не влияет на выбор того или иного варианта. На принципы может ориентироваться весьма состоятельный клиент, а на статус – напротив, стесненный в средствах посетитель. Поэтому, отдавая предпочтение тому или иному способу рекламы, бизнесмен должен делать ставку на целевую аудиторию предприятия.

Как показывает статистика, одним из наиболее эффективных средств раскрутки ресторана выступает наружная реклама. Поскольку большинство клиентов выбирают заведения по району жительства или работы, она вполне справляется с целью привлечения местного сообщества. Абсолютно все современные рестораторы используют наружную рекламу в различных ее проявлениях, начиная с вывесок и заканчивая билбордами. Стоит отметить, что в случае с несетевым предприятием объекты продвижения должны располагаться в непосредственной близости от заведения. Для привлечения аудитории «премиум-класса» и донесения информации о предстоящих маркетинговых событиях обычно применяются транспарант-перетяжки. А распространение листовок по почтовым ящикам близлежащих домов поможет заведению обзавестись постоянными клиентами.

Такой способ раскрутки, как создание продающих сайтов, обретает все большую популярность среди рестораторов. И это вполне оправданно, ведь интернет-пиар является самым экономным вариантом продвижения предприятия. Корпоративные сайты позволяют создать целостную «картину» предлагаемого объекта, а тематические и новостные системы способствуют достижению публичной известности в кратчайшие сроки. Для привлечения потенциальных клиентов на страничку ресторана обычно используются контекстная и баннерная реклама, а также мероприятия по сео-оптимизации ресурса. Полезные рекомендации по созданию интернет-сайта для предприятия общепита нашли свое отражение в видеоматериале.

к содержанию ↑

«Личные продажи»

Под данным маркетинговым термином подразумевается представление продукта потенциальным потребителям, осуществляемое в процессе непосредственного общения с ними. Несмотря на то что этот метод более характерен для раскрутки товаров, нежели услуг, он также применим и к ресторанному бизнесу. Самое простое, что может сделать предприниматель, – это распространить информацию о заведении среди многочисленных друзей и знакомых. Если привлеченным клиентам понравится кухня и обслуживание, они непременно порекомендуют ресторан своим приятелям. Такое продвижение «из уст в уста» является древнейшим и эффективнейшим способом рекламы.

К личным продажам относится и так называемое хождение в народ. К примеру, один известный московский ресторатор отправлял своих людей к загсу, где они встречали подавших заявление людей и вручали им листовки с призывом «сыграть свадьбу по-царски». Подобный рекламный ход приносил неплохие плоды. Еще один вариант раскрутки заведения – это организация закрытых корпоративных встреч с личным привлечением клиентов. Так, доверенные лица бизнесмена находят крупные фирмы, собирают о них максимальное количество информации и разрабатывают адресную презентацию ресторана. Далее назначается личная встреча, в ходе которой подписывается договор на корпоративное обслуживание. Не последнюю роль в процессе продвижения играет и так называемый пост-маркетинг. Данный термин подразумевает под собой последующее информирование клиентов о новостях и акциях заведения, призывы к заказу мероприятий и т.д.

В отличие от других средств рекламы, личные продажи обладают очень высоким КПД. Контактные призывы никогда не остаются безответными, поскольку требуют от потенциального клиента определенной реакции на обращение. Личные беседы вынуждают людей приспосабливаться друг к другу, обмениваться мыслями и мнениями. При грамотном подходе к продвижению отношения «ресторан – посетитель» могут стать достаточно теплыми и даже приятельскими. Не случайно хозяева многих успешных заведений лично выходят в зал и общаются с гостями, стараясь выяснить их замечания и пожелания. Единственным недостатком данного метода рекламы является сравнительно невысокий охват аудитории, что связано с ограничением в установлении контактов.

к содержанию ↑

Стимулирование сбыта

К этой категории продвижения относятся поощрительные меры, подталкивающие человека к покупке товаров или услуг. Говоря о ресторанном бизнесе, нельзя не упомянуть о системе скидок для постоянных клиентов. Ведь любому посетителю заведения будет приятно получить знак внимания в виде бонусной карты, сулящей ему существенную экономию. Загвоздка кроется в осведомленности постоянных клиентов относительно уровня торговых ресторанных наценок. Поэтому скидочной картой на 5 или 10% в данном случае ограничиться не удастся. Для удержания клиента придется посулить ему более выгодную экономию. Скидка, достигающая 15-20%, станет знаком персонального расположения к посетителю и заставит его вновь и вновь возвращаться в заведение.

Сюда же можно отнести раскрутку при помощи посреднических фирм, что особенно актуально для крупных городов. Подобные агентства рекомендуют звонящим клиентам определенные рестораны с последующим бронированием столиков в них. Данный метод продвижения обещает стать особо эффективным при условии знакомства с владельцем фирмы-посредника. В противном же случае вероятность рекомендации конкретного заведения сводится к минимуму.

Помимо этого, к разряду мероприятий по стимулированию сбыта стоит причислить комплименты от шеф-повара и вручение сувенирной продукции. Так, бесплатный воскресный десерт для ребенка, пришедшего с родителями, поспособствует подогреванию интереса к заведению. Не менее благосклонно воспринимаются клиентами и всевозможные бесплатные презенты (ручки, зажигалки, брелоки) с символикой ресторана.

Важно отметить, что метод стимулирования сбыта способен вызывать сильную и быструю ответную реакцию со стороны аудитории, однако его действие носит кратковременный характер. Кроме того, для его успешного осуществления необходимо предлагать клиентам качественные товары и услуги. Ведь привлечь посетителей в низкопробное заведение с невкусной кухней будет сложно даже с помощью 50% скидки.

к содержанию ↑

Пиар

Этот способ раскрутки предполагает налаживание связей с различными контактными аудиториями посредством формирования выгодной репутации и положительного имиджа ресторана. К числу главных пиар-инструментов относятся корпоративные коммуникации, взаимодействие с прессой, консультирование, встречи с клиентами и т.д. Отличительной особенностью данного метода продвижения выступает высокая правдоподобность. Очерк или статья в газете всегда вызывают большее доверие, нежели банальное рекламное объявление.

Именно поэтому презентации от ресторанных обозревателей являются незаменимыми мероприятиями для привлечения внимания клиентской аудитории. Помимо заказных публикаций, специалисты по связям с общественностью прибегают и к другим средствам раскрутки заведений. Взять хотя бы создание ярких сенсационных новостей, способных заинтересовать СМИ. Если история будет свежей и оригинальной, ее опубликуют абсолютно бесплатно.

Еще один весьма распространенный способ пропаганды – организация специальных мероприятий. Всевозможные пресс-конференции, дни открытых дверей и выставки, сопровождаемые фейверками и выступлениями звезд эстрады, призваны подогревать интерес к заведению. Однако стоит отметить, что подобные действа должны проводиться с учетом специфики ресторанной жизни страны, состояния рекламного рынка и особенностей работы отечественных средств массовой информации. При этом вовсе не обязательно вкладывать в мероприятия огромные средства, при грамотном подходе к делу вполне можно ограничиться скромным бюджетом.

В заключение следует отметить, что все вышеупомянутые способы раскрутки будут эффективны только при условии комплексного подхода к процессу. В противном случае бизнесмену едва ли удастся добиться успехов в своем деле. Важно помнить, что даже самое популярное в городе заведение может утратить свои позиции, если вопросу его продвижения не будет уделяться должного внимания. Поэтому не стоит жалеть денежных средств на раскрутку ресторана, ведь они непременно оправдают себя и принесут ощутимые плоды.