Компьютерная графика бывает двух основных типов — растровая и векторная. Что характеризует их?
Факты о растровой графике
Растровая графика — это цифровые изображения, которые выстраиваются из пикселей — единичных точек, окрашенных в определенный цвет. Они имеют ряд ключевых характеристик. А именно:
- величина (выражается в пикселях по ширине, а также по высоте — например, 800 на 600);
- общее количество используемых цветов (есть монохромные картинки, есть те, что состоят из 256 оттенков, а также те, что сформированы 16 млн цветов);
- разрешение (как правило, соответствует величине изображения, но в расчет также иногда берется площадь экрана в целом или его отдельного участка).
Растровые картинки допустимо создавать разными способами. Во-первых, изображение можно сфотографировать и отсканировать — оно будет состоять из единичных пикселей и потому считаться растровым. Во-вторых, картинку соответствующего типа легко нарисовать. Для этого должен использоваться растровый графический редактор — например, фотошоп.
Главное преимущество графики, о которой идет речь, — в возможности сформировать на экране практически любое изображение. В частности — вывести на дисплей реалистичное фото. При достаточной глубине цвета и высоком разрешении картинки, а также при условии использования качественной видеокарты и монитора оно будет малоотличимым от исходного вида сфотографированных объектов.
Растровая графика универсальна — существует широкий спектр устройств и программ, способных с ней работать. Ее можно применять в составе практически любого мультимедийного контента — от значков на Рабочем столе до огромных рекламных плакатов. Кадры в фильме — это тоже фактически растровая графика.
Есть у картинок соответствующего типа и недостатки. Например, их очень сложно увеличить в размере без визуального ухудшения качества. Если растровое изображение изначально имеет низкое разрешение, то оно, скорее всего, не подойдет для использования, к примеру, в качестве обоев для Рабочего стола либо как элемент крупного плаката.
Факты о векторной графике
Векторная графика — это цифровые изображения, которые выстраиваются не из пикселей, а из готовых геометрических форм, способных достигать, как правило, любой величины и окрашиваться в любой цвет (но, как правило, общее количество одновременно используемых оттенков в таких картинках обычно небольшое).
Безусловно, есть очень сложные по структуре векторные картинки. Например, представляющие собой чертеж автомобиля или какого-либо другого вида сложной техники. Но они полностью будут сохранять свойства, отмеченные выше, — а именно приспособленность к увеличению либо уменьшению в любой пропорции.
Если растровую картинку можно создать методом рисования или фотографирования, то формирование векторных изображений требует использования исключительно специализированных программ. Таких как, например, Adobe Illustrator. Определенным функционалом в части работы с векторной графикой обладают также программы, которые входят в пакет Microsoft Office. Например, большинство картинок, что прорисовываются с помощью специальных инструментов в Word или Excel, — векторные. Правда, сохранить их в виде отдельного файла сложно — только в составе документа Word или Excel, которые, в свою очередь, проблематично обрабатывать в специализированных векторных редакторах.
Таким образом, векторная графика имеет весьма значимое преимущество перед растровой в части масштабирования. Однако, как правило, сильно уступает ей с точки зрения возможностей наполнения картинки сложными элементами. Очень проблематично выстроить, к примеру, красочный плакат с использованием одних лишь векторных фигур, поскольку среди них может попросту не оказаться тех, что способны удачно вписываться в концепцию проекта.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие растровой графики от векторной — в принципе построения изображения. В первом случае картинка состоит из пикселей — единичных точек, во втором — представляет собой готовую фигуру. Это предопределяет все остальные различия между растровой и векторной графикой.
Следует отметить, что векторные картинки без проблем трансформируются в растровые. Фактически в момент отображения на экране они временно превращаются в них — обладая конкретной величиной и разрешением, выражаемыми в пикселях. Но их «растровость» вполне можно зафиксировать, сохранив картинки в отдельный файл соответствующего типа.
В свою очередь, трансформировать растровую графику в векторную гораздо сложнее. Дело в том, что такие картинки зачастую состоят из очень большого количества отдельных элементов — например, если речь идет о полноцветных фотографиях. Технологически может быть крайне сложно превратить их в векторные фигуры, которые легко увеличивать или уменьшать.
Определив то, в чем разница между растровой графикой и векторной, отразим ее критерии в небольшой таблице.
к содержанию ↑Таблица
Растровая графика | Векторная графика |
Что общего между ними? | |
Векторные картинки можно легко трансформировать в растровые (но не наоборот), имеющие конкретные показатели разрешения, размера и глубины цвета | |
В чем разница между ними? | |
Выстраивается из пикселей | Выстраивается из готовых фигур |
Имеет фиксированные разрешение, величину, глубину цвета | Может обладать любой величиной, разрешением, глубиной цвета (но на практике оттенков используется, как правило, немного) |
Позволяет отображать на экране картинки с практически любым содержанием | Позволяет отображать на экране картинки с относительно небольшим количеством элементов |