Разница между маржой и наценкой

Рыночные отношения кажутся любому человеку, который не обладает профильным образованием и опытом, сложными и запутанными. Чем, к примеру, маржа отличается от наценки? Казалось бы, и первое, и второе понятие обозначают прибыль, которую получает субъект хозяйствования. На самом деле, разница есть, и она весьма существенна: попробуем разобраться в этом.

Содержание статьи

Определение

Маржа – отношение прибыли к рыночной цене продукта, показатель доходов компании после вычета расходов, который измеряется в процентном соотношении. Её предельная величина не может быть равной 100%, что обусловлено особенностями расчёта. Данная величина оценивается для относительной оценки эффективности деятельности компании.

Наценка – разница между себестоимостью продукта и ценой, по которой он реализуется конечному покупателю, призванная покрыть издержки на его производство, доставку, хранение и реализацию. Предельный объём наценки может быть ограничен административными методами, однако в развитых экономических системах формируется рыночным способом.

к содержанию ↑

Сравнение

Для разграничения понятий требуется их чёткое понимание. Представим ситуацию, при которой купленный за 100 рублей товар продан за 150. В этом случае:

Маржа = (150-100)/150=0,33 (33,3%)

Наценка = (150-100)/100=0,5 (50%)

Таким образом, маржа – это объём доходов, полученный компанией за вычетом расходов, а наценка – всего лишь надбавка, приплюсованная к себестоимости продукта. Предельная величина наценки практически ничем не ограничена, а маржа ни при каких условиях не может быть 100% и выше. Есть отличия и по базе для подсчёта указанных величин. В основу определения маржи положен доход компании, определения выручки – наценка.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Сущность. Маржа демонстрирует, какое количество доходов сохранится после вычета расходов, наценка – надбавку, присоединённую к закупочной цене продукта.
  2. Предельный объём. Маржа не может быть равной 100%, в то время как наценка – может.
  3. База расчёта. Маржа высчитывается на основе дохода компании, наценка – на основе себестоимости.
  4. Соотношение. Чем выше наценка, тем выше маржа, однако второй показатель всегда ниже первого.