Неудивительно, что самое глубокое метро на планете находится в нашей стране. Изначально этот вид транспорта проектировался с глубоким залеганием станций, чтобы в случае войны было возможно их использовать в качестве бомбоубежищ. И эта мера во время Великой Отечественной войны оправдала себя. Но самый глубокий метрополитен России и мира находится не в Москве, а в Петербурге. Здесь сыграли свою роль не только стратегические расчеты, но и сложные геологические условия, в которых осуществлялись проходка тоннелей и строительство станций.
- Предыстория Петербургского метрополитена
- Пуск и развитие Ленинградского метро
- Глубина залегания
- Аварии в Петербургском метро
- Петербургский метрополитен в цифрах
Предыстория Петербургского метрополитена
Разговоры о строительстве метрополитена в столице Российской империи, которой тогда был Санкт-Петербург, начались еще в конце 19 века. Было создано несколько проектов, но Николай Второй в 1903 году их отклонил. Особенностью тех проектов было то, что все они являлись преимущественно эстакадными. Строительство тоннелей крайне затруднялось из-за отсутствия финансового и технического ресурса в условиях высокого уровня грунтовых вод.
Затем из-за социальных катаклизмов о возведении метро в Санкт-Петербурге забыли на несколько десятков лет. Вновь вспомнили в 1938 году, когда окрепший Советский Союз почувствовал силы для реализации этого амбициозного проекта. К весне 1941 года метростроевцы заложили 34 шахтных ствола, но начавшаяся война не дала продолжить строительство. В результате все стволы и тоннели были затоплены грунтовыми водами. Восстановление началось в 1946 году.
к содержанию ↑Пуск и развитие Ленинградского метро
Первая очередь Ленинградского метрополитена был сдана в эксплуатацию 5 ноября 1955 года. Она состояла из семи станций:
- «Автово»;
- «Кировский завод»;
- «Нарвская»;
- «Балтийская»;
- «Технологический институт»;
- «Владимирская»;
- «Площадь Восстания».
В первой очереди была и станция «Пушкинская», но при строительстве эскалатора рабочие натолкнулись на плывун (насыщенный водой грунт), который пришлось спешно ликвидировать. В результате «Пушкинская» была открыта только 30 апреля 1956 года.
За последующие десятилетия Ленинградский метрополитен сильно вырос. К 1991 году в нем было 4 линии и 54 станции. Протяженность тоннелей составляла 94,2 километра. Четвертая линия, Правобережная, была пущена в 1985 году. Тогда же планировалось строительство пятой, Фрунзенско-Приморской линии. Но развал Советского Союза спутал все планы. В постсоветское время было построено еще 13 станций, протяженность тоннелей увеличилась до 113,6 км, а в 1997 году был пущен первый участок Фрунзенско-Приморской линии.
к содержанию ↑Глубина залегания
Из шестидесяти семи действующих сегодня станций Санкт-Петербургского метрополитена шестьдесят являются станциями глубокого залегания – от 22 до 86 метров. И самая глубокая станция – Адмиралтейская – открыта в конце декабря 2011 года. По глубине залегания Адмиралтейская является самой глубокой в России. Но в СНГ есть две станции, которые расположены еще глубже. Это станции «Арсенальная» и «Печерская» Киевского метрополитена, которые расположены немного глубже 100 метров.
Несмотря на киевский рекорд, по количеству станций и протяженности тоннелей глубокого залегания Санкт-Петербургский метрополитен не имеет равных не только в СНГ, но и в мире. Интересно, что «Адмиралтейская» была открыта совсем недавно, в то время как глубокие станции московского метрополитена создавались преимущественно в 30-60-е годы в рамках концепции двойного назначения подземных сооружений – гражданского и оборонного. Причиной сложившегося положения стало проблемное состояние петербургских недр. Высокий уровень вод и наличие большого количества плывунов заставили проектировщиков выбирать глубинный вариант строительства метро.
к содержанию ↑Аварии в Петербургском метро
Проложенное в болотистой почве самое глубокое метро в мире не раз подвергалось разрушающему воздействию подземных вод. Первая катастрофа случилась в апреле 1974 года. Тогда при бурении разведочных скважин метростроевцы наткнулись на плывун, заморозить который не удалось. Распространение плывуна удалось остановить, только построив преграду, но к тому времени он успел затопить километр тоннелей.
Почва в районе аварии стала проседать, на многих домах появились трещины. Чтобы предотвратить дальнейшее проседание грунта, в аварийные тоннели закачали воду. Последствия этого происшествия видны до сих пор. На двух корпусах научно-производственного объединения «Аврора» заметны следы ремонта трещин, появившихся в результате проседания грунта.
В 1995 году в том же районе произошел аналогичный случай. Но теперь пришлось затапливать два километра тоннелей. В 2000-е годы работы по проходке тоннелей метро поглощали огромные суммы из федерального бюджета. Размыв 1995 года был полностью ликвидирован только в 2004 году. При ликвидации применялось дорогостоящее криогенное оборудование для заморозки плывуна.
к содержанию ↑Петербургский метрополитен в цифрах
Санкт-Петербургское метро имеет ту же ширину колеи, что и Российские железные дороги, – 1520 мм. Подача тока средним напряжением 825 вольт осуществляется через третий контактный рельс. В метрополитене шесть пересадочных узлов, которые связывают по две станции, и один, объединяющий три станции. Метро имеет 856 турникетов, 251 эскалатор и 72 вестибюля.
Подвижной состав насчитывает 1534 вагона, а суточное количество поездов по всем линиям – 3106. Эксплуатационная скорость поездов – 50 километров в час. Максимальная, предусмотренная конструкцией подвижного состава, – 90 километров в час. Минимальный интервал между поездами составляет 2 минуты. Но в часы пик интервал уменьшается до 1 минуты.