Самый мощный танк в мире

Всего лишь за один век танки стали главной ударной силой сухопутных войск. В период Второй мировой войны было выпущено огромное количество единиц боевой техники различных классов, начиная с легких боевых машин и заканчивая средними и тяжелыми танками. Каждый класс танков предназначался для определенного рода боевых действий. С началом холодной войны легкие и тяжелые танки «исчезли» из армий всего мира, а на смену им пришли средние танки, которые переклассифицировались в боевые машины «основного типа». Практически все танки, находящиеся на вооружении многих стран, разработаны еще в 80-90-х годах. Каждое государство проектировало и создавало танки для собственных нужд. Так, китайцам была важна проходимость боевых машин из-за болотистой местности в стране, а японцам – высокая мощность двигателя, которая очень нужна в горах. А какой же сейчас самый мощный танк в мире?

Как правило, о мощности боевой машины судят по отдаче двигателя. Но у каждой модели танка свой вес. Поэтому появилось понятие «удельная мощность двигателя на тонну», которая равна соотношению отдачи силовой установки к весу боевой машины.

Так, среди современных танков самой большой удельной мощностью обладает AMX-56 Leclerc французского производства, поступивший на вооружение в 1992 году. Французские боевые машины всегда отличались высокой скоростью и легким весом. Мощность восьмицилиндрового дизельного двигателя «Леклерка» составляет 1500 лошадиных сил. При массе танка в 54,6 тонны удельная мощность силовой установки составляет 27.5 л.с. на тонну веса. Leclerc развивает максимальную скорость в 72 км/ч по шоссе. Экипаж французского основного танка составляет 3 человека. AMX-56 оснащается 120-миллиметровой пушкой с боекомплектом в 40 снарядов и считается одним из самых дорогих танков в мире. За несколько лет было выпущено около 750 экземпляров данной боевой машины, а в настоящее время производство AMX-56 Leclerc прекращено.

Несомненно, американский M1A2 SEP, более известный как «Абрамс», мог бы победить в номинации «самый мощный в мире танк», если бы не его вес. Боевая масса «Абрамса» последнего поколения составляет 63 тонны. На фоне огромного веса теряется удельная мощность силовой установки, представленной в виде газотурбинного двигателя мощностью в 1500 лошадиных сил. Американский танк M1A2 разгоняется до 67 км/ч, управляется экипажем из 4 человек и имеет на вооружении 120-миллиметровое орудие.

А вот немецкий Leopard 2А6, принятый на вооружение бундесвера в 2004 году, вполне может соперничать с «Леклерком» в плане удельной мощности. Но в зависимости от снаряжения и оборудования, установленного на «Леопарда», вес машины колеблется. В итоге при боевой массе в 55,2 тонны удельная мощность 1500-сильного 12-цилиндрового дизельного двигателя составляет 27,2 л.с./т. Правда, существуют модификации Leopard 2А6 с боевой массой в 68 тонн, из-за чего признать немецкий танк самым мощным в мире довольно сложно.

Сравнительные тактико-технические характеристики основных боевых машин современности представлены в следующей таблице:

Что касается российских боевых машин, то единственным танком, который мог бы дать фору вышеуказанным иностранным танкам, был Т80У с двигателем мощностью 1250 л.с. и массой в 46 тонн (удельная мощность 27,2 л.с./т). Но «газотурбинная» Т80У на данный момент не производится.

Вполне вероятно, что поступившая на вооружение российской армии в 2015 году боевая машина «Армата» станет лучшим танком в мире. По крайней мере, в это хочется искренне верить.