Великобританию не зря называют морской державой, ибо за все годы существования королевства было построено огромное количество рекордных по размерам кораблей. Один из крупнейших парусников своего времени SS Great Western создавался именно британцами, а до конца XIX века британский пароход Great Eastern считался самым большим в мире. С развитием технологий и появлением парового двигателя Британия продолжила строительство морских исполинов и подарила миру корабли с громкими именами «Титаник», «Олимпик», Queen Mary 2. Но в XX веке Великобритания потеряла статус державы, производившей самые большие суда. В 1976 году на воду сошел самый большой корабль в мире – танкер Knock Nevis.
Данный нефтеналивной супертанкер, принадлежавший Норвегии, был спроектирован и построен в Японии. Длина нефтетанкера Knock Nevis составляла 458,45 метров при ширине в 68,86 метров. Норвежский исполин приводился в движение турбинами, общая мощность которых составляла 50000 лошадиных сил. Экипаж танкера состоял из 40 человек, а максимальная скорость, которую удалось развить «норвежцу», – 21 километр в час.
Правда, стоит уточнить, что на данный момент самым большим кораблем является другое судно, так как в 2010 году этот супертанкер был утилизирован в индийском городе Аланг. В 2009 году танкер сменил прописку и имя. Ему присвоили новое название Mont и подняли флаг Сьерра-Леоне. Именно под этим флагом он совершил свое последнее путешествие к берегам Индии.
Таким образом, титул «самый большой в мире корабль» на 2014 год принадлежит контейнеровозу «Mærsk Mc-Kinney Møller». Данное судно длиной 400 метров принадлежит Дании. Стоимость постройки составила 190 миллионов долларов, а спустили контейнеровоз на воду в 2013 году.
Но не только транспортные суда обладают огромными размерами. И среди пассажирских найдутся рекордсмены. В свое время «Титаник» считался самым большим пассажирским судном, но спущенный на воду в конце 2008 года круизный лайнер «Oasis of the Seas» побил все рекорды. Судно длиной 360 метров может взять на борт до 5400 пассажиров.
«Oasis of the Seas» построен на финской судоверфи, эксплуатируется компанией Royal Caribbean International и плавает под флагом Багамских островов. Стоит сказать и о том, что у данного круизного судна есть брат-близнец – «Allure of the Seas» («Очарование морей»), который короче всего лишь на 5 сантиметров. Но меньшие размеры пошли лишь на пользу, так как пассажировместимость судна, построенного в конце 2010 года, увеличилась на 1000 мест в каютах.
Круизный корабль высотой 72 метра приводится в движение при помощи 6 дизельных двигателей общей мощностью в 131 947 лошадиных сил. Максимальная скорость «Оазиса морей» равна 22,6 узлам (42 км/ч).
Что касается судов военного назначения, то пальма первенства принадлежит американцам. Спущенный на воду в 1960 году, USS Enterprise (CVN-65) считается самым большим в мире боевым кораблем. Авианосец «Энтерпрайз» длиной 342,3 метра в 2012 году был выведен из состава американского флота. Но пока его не пустили на металлолом, он считается самым крупным военно-морским судном.
Из-за высокой стоимости «Enterprise» (451 млн долларов) американское правительство отказалось от планов строительства еще четырех таких авианосцев. Кроме рекордных размеров, CVN-65 – первый авианосец в мире с ядерным двигателем. На борту «Энтерпрайза» находятся 8 реакторов типа A2W и 4 турбины, а управляют авианосцем 3000 членов экипажа. Военный корабль может принять на борт около 90 самолетов и 1800 человек авиакрыла.
Сравнительное фото указанных в статье кораблей представлено ниже.
Вполне вероятно, в ближайшие годы рекорды будут переписаны новыми морскими исполинами, поскольку судостроительство с начала XXI века развивается бурными темпами. Так, всего лишь за 10 лет на воду было спущено 7 круизных лайнеров длиной свыше 300 метров, шесть из которых плавают под флагом Багамских островов.