Самая длинная река в России

Какую реку нашей страны считать самой длинной? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Многие крупные реки России протекают по нескольким странам – Казахстану, Китаю или являются пограничными. И как в этом случае считать – всю длину реки или только ту ее часть, которая находится на нашей территории? Чтобы более корректно ответить на вопрос – какая самая длинная река в России – будем считать расстояние от истока до устья.

Содержание статьи

Реки и притоки

Притоки некоторых российских рек имеют длину большую, чем сама река от своего истока до точки встречи с притоком. Например, приток Оби Иртыш имеет длину 4248 километров, а сама Обь от истока до устья – только 3650 километров. То есть правильно будет говорить о речной системе Обь–Иртыш, длина которой от истока Иртыша до устья Оби составляет 5410 км. И это не единичный случай: система Волга–Ока имеет длину 3731 км, что больше, чем длина непосредственно Волги (3530 км) от истока до устья. Даже с притоком Камой длина системы составит немного большее значение – 3560 км.

Самыми крупными реками России являются:

  • Обь с Иртышом – 5410 км;
  • Енисей с Ангарой, озером Байкал, Селенгой и Идэром – 5075 км;
  • Амур с реками Аргунь и Керулен – 5052 км;
  • Лена с Витимом и Витимканом – 4692 км;
  • Волга с Окой – 3731 км;
  • Нижняя Тунгуска – 2989 км.

Речная система Обь–Иртыш имеет исток на территории Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. 525 км Иртыш протекает по КНР, затем пересекает границу с Казахстаном. По его территории он бежит на протяжении 1700 километров. Границу река пересекает в районе села Караман Омской области и течет по России 2010 км до соединения с Обью.

к содержанию ↑

Обь–Иртыш: основные характеристики

За исключением самых верховий, оба водных потока расположены в равнинной местности. Это обстоятельство предопределило ограничения в строительстве гидроэлектростанций: перепад высот слишком невелик. Исключения составляют Новосибирская ГЭС на Оби и принадлежащий Казахстану Иртышский каскад ГЭС с тремя электростанциями: Усть-Каменогорской, Бухтарминской и Шульбинской. В 2010 году в Омской области началась реализация проекта по строительству гидроузла. Но из-за небольшого напора воды добыча электроэнергии признана нецелесообразной, и гидроузел предназначается исключительно для регулирования стока. Ниже по течению строительство ГЭС невозможно: для создания напора воды пришлось бы сильно поднимать уровень реки, из-за чего затопило бы большие площади низменной Западно-Сибирской равнины, по которой протекают и Обь, и Иртыш.

На Оби и Иртыше стоят крупные сибирские города-миллионники Новосибирск и Омск и множество населенных пунктов поменьше. В связи с этим реки довольно сильно загрязнены. В последние годы благодаря осуществлению комплекса природоохранных мероприятий положение стало выправляться. В Оби и Иртыше водится много рыбы ценных пород, имеющей промысловое значение. Это представители сиговых (сиг, сырок), лососевых (нельма, муксун, чир и другие), частиковые (лещ, судак, плотва и другие), а также некоторые виды осетровых (осетр, стерлядь).

к содержанию ↑

Судоходство

Судоходство в пределах России осуществляется по Иртышу на всем протяжении: от казахстанской границы до впадения в Обь, а по Оби возможно от города Бийска Алтайского края и далее вниз по течению. В верхнем течении рек суда транспортируют преимущественно грузы, пассажирские перевозки незначительны: это в основном прогулочные круизы. Ниже Новосибирска (на Оби) и Омска (на Иртыше) активность пассажирских перевозок сильно увеличивается. Маршруты речных пассажирских лайнеров достигают Салехарда, расположенного совсем рядом с побережьем Северного Ледовитого океана. Благодаря тому, что пассажирские маршруты по Иртышу и Оби являются наиболее протяженными в нашей стране, ответ на вопрос о том, какая река самая длинная в России, становится ясным любому.

Еще в конце 18 века появился проект по созданию Обь-Енисейского канала, который соединил бы эти две великие сибирские реки. Правда, реализация проекта из-за трудности постройки и нехватки средств началась почти сто лет спустя. Первые пароходы прошли по нему в 1891 году. Но последующее расширение новой водной магистрали для проводки по ней более крупных судов оказалось невозможным из-за огромных затрат, а начавшаяся Первая мировая война поставила на проекте крест.

После Гражданской войны канал продолжал эксплуатироваться, но постепенно ветшал. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году по нему провели три парохода, но это было сопряжено с большими трудностями. В настоящее время канал пришел в упадок и используется только туристами-байдарочниками для тренировок и походов. Длина его, по разным данным, составляет от 162 до 217 километров. Восстановление его считается нецелесообразным, поскольку конкуренции с такой мощной транспортной артерией, какой является Транссибирская железнодорожная магистраль, Обь-Енисейский канал не выдержит.