Каково значение машиностроения?

Экономика практически всех развитых стран мира включает такую отрасль, как машиностроение. Традиционно оно воспринимается как исключительно важный сегмент с точки зрения устойчивости и конкурентоспособности национальной хозяйственной системы. Каково значение машиностроения?

Рассмотреть данный вопрос мы можем в следующих ключевых аспектах:

Содержание статьи

Начнем с первого пункта.

Сущность и структура машиностроения

Рассматриваемая отрасль считается одним из сегментов промышленности (обрабатывающей). Предполагает выпуск предприятиями, что вполне очевидно, различных машин: относящихся к категории транспортных средств, производственных агрегатов, электронного оборудования и т. д.

Машиностроение подразделяется на следующие основные виды:

  • тяжелое (выпуск кранов, экскаваторов, конвейеров, оборудования для шахт);
  • общее (производство самолетов, ракет, судов, вагонов);
  • среднее (выпуск автомобилей, тракторов);
  • точное (выпуск электроприборов, часов, роботов).

В структуре машиностроения также выделяют вспомогательные сегменты — например, производство заготовок, запчастей, ремонт оборудования.

к содержанию ↑

Место и роль машиностроения в национальных хозяйствах

Особенность такой отрасли, как машиностроение, в том, что она аккумулирует в себе производства, в различной степени испытывающие потребность:

  • в кадрах (то есть формируются трудоемкие производства);
  • в ресурсах (возникает потребность в различных материалах, сырье, топливе);
  • в новых технологиях (формируются наукоемкие производства).

Машиностроение, таким образом, становится локомотивом развития целой группы отраслей экономики и социальных институтов.

Потребность данной сферы в кадрах предопределяет стимулирование государством образовательных программ и привлечение в них людей — особенно это важно для молодых граждан. Аналогично спрос со стороны машиностроения на ресурсы подлежит удовлетворению со стороны добывающих, сырьевых отраслей. Наукоемкость многих производств соответствующего типа предопределяет стимулирование развития исследований, привлечение на работу лучших умов страны и зарубежья, интерес инвесторов к разработке и продвижению новых технологий.

Безусловно, отмеченные сегменты экономики — лишь некоторые примеры тех, что зависят от машиностроения. Таких отраслей гораздо больше.

Вероятно, удельный вес машиностроения, условно говоря, в ВВП будет не слишком заметен — даже в развитых странах он обычно не превышает 10-12 %. Однако оно имеет непосредственные хозяйственные связи с отраслями, которые в сумме могут формировать основной объем ВВП. Поэтому возможный кризис в машиностроительной сфере вполне способен спровоцировать сложности в иных сегментах экономики.

Рассматриваемая отрасль хозяйства важна с точки зрения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Машиностроительная продукция всегда имеет спрос. При этом цены на нее, как правило, не столь волатильны, как, например, на нефть и иные виды сырья. Поэтому экономика, базирующаяся на экспорте машиностроительной продукции, часто рассматривается экспертами как более конкурентоспособная, чем сырьевая.

Вместе с тем нужно понимать, что спрос на отдельные виды машин и оборудования может в ряде случаев снижаться в силу насыщенности рынка или, к примеру, осложняться демпингом со стороны конкурирующих экономик, имеющих возможность производить и экспортировать более дешевую продукцию. Поэтому развитие машиностроения в государстве должно сопровождаться сбалансированной политикой властей в аспекте выстраивания его структуры.

Например, если речь идет об экспорте, то лучше, если он будет как можно более диверсифицированным: страна должна предлагать мировому рынку большое количество разновидностей продукции машиностроения. Если спрос на какие-то отдельные ее виды упадет, то его реально будет компенсировать за счет других сегментов.

Изучим то, каково значение машиностроения для экономики России.

Значение машиностроения для экономики России

Доля машиностроения в ВВП России — около 10-12 %, что примерно соответствует показателям для США и Западной Европы. Основной вид выпускаемой российскими предприятиями продукции — транспортные средства и оборудование. Вместе с тем машиностроение в РФ представлено практически всеми существующими в мире сегментами. Есть отрасли, которые сохраняют большую зависимость от импорта, — роботостроение, станкостроение; есть те, что покрывают потребности страны почти полностью, — военно-промышленный комплекс, автомобилестроение, вагоностроение.

Доля машиностроения в российском экспорте — порядка 5 %. Таким образом, основная часть соответствующего типа продукции направляется потребителям внутри государства: доля экспорта в ВВП составляет порядка 20 %. В страны дальнего зарубежья направляется около 61 % машин и оборудования, произведенных в России. Основные категории машиностроительной продукции, экспортируемой из РФ:

  • самолеты и другая авиатехника;
  • энергетическое оборудование;
  • суда;
  • автомобили;
  • железнодорожная техника;
  • телекоммуникационные средства;
  • измерительная техника;
  • электрораспределительные приборы;
  • автомобильные комплектующие;
  • сельскохозяйственная техника;
  • оборудование для дорожного строительства и шахт.

Машиностроение в РФ — в числе самых перспективных отраслей. Это связано, во-первых, с процессами импортозамещения, а во-вторых, с текущими приоритетами государственной политики. Стимулы к развитию отрасли в ряде случаев могут иметь административную природу: так, в начале 2015 года вышло распоряжение Правительства РФ о запрете импорта машиностроительной продукции для государственных и муниципальных нужд. Компенсировать соответствующие потребности предстоит компаниям, работающим внутри страны.

Росту рассматриваемой отрасли в России — как в абсолютном, так и в относительном выражении (в аспекте доли в ВВП) — благоприятствуют наличие в РФ больших объемов природных ресурсов, сильная система подготовки кадров во многих отраслях, а также заинтересованность государства в развитии соответствующего сегмента экономики.