Как выбрать проектор для домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр обеспечивает аудиосопровождение видеоматериала, а вот его визуализацию оставляет на совесть пользователя. Можно смотреть фильмы на экране обычного телевизора, можно подключить монитор компьютера – если размер и качество картинки вас устраивает. Можно приобрести монитор побольше с высоким разрешением. Да и желание вообще избавить интерьер от лишних предметов имеет реальную возможность сбыться, потому как выбрать проектор для домашнего кинотеатра сегодня никаких сложностей не составляет.

Проектор способен создать в вашей квартире настоящий мини-кинотеатр – не потребуются никакие мониторы и телевизоры, только ровная белая поверхность. Когда-то на стены вешали простыни, сегодня мы избавлены от таких ухищрений: существуют специальные экраны для проекторов, сворачивающиеся за ненадобностью и компактно размещающиеся под потолком или еще где-то в незаметном месте. Можно использовать и переносные экраны на штативах.

Выбирая проектор для домашнего кинотеатра, вы выбираете компактность, качество изображения, независимость от размера экрана. К недостаткам можно отнести лишние децибелы: проектор – удовольствие громкое и горячее.

Содержание статьи

Тип проектора

Существует три типа проекторов, прижившихся на нашем рынке. Это примерно равные по стоимости, но разные по свойствам LCD и DLP, и дорогостоящие LCoS. Принцип “зачем платить больше, если” здесь не работает, поэтому стоит определиться, чем жертвовать в угоду кошельку или удобству.

LCD и DLP: разница в изображении…

Технология LCD предполагает формирование изображения посредством трех жидкокристаллических матриц. Световой поток от лампы падает на цветовые фильтры, разделяющие его на зеленый, синий и красный. Каждый из цветных потоков направляется на свою матрицу, в результате на каждой из них получается зеленое, синее и красное изображение. Избежать появления красных людей и синих деревьев помогает призма, объединяющая три одноцветные картинки с матриц в одну многоцветную. Эта естественная для наших глаз картинка проецируется на экран.

Технология DLP основана на применении зеркал, вернее, чипа с поворачивающимися микрозеркалами. В зависимости от их положения при попадании света от лампы формируется либо белая точка, либо черная (при попадании света на светопоглотитель). При быстрой смене положения зеркала получается серый. Маловато? Поэтому между лампой и зеркалом ставится диск с окрашенными в различные цвета секторами. Каждый из них, пропуская поток света, выдает один цвет. При быстром вращении диска цветное изображение на экране формируется из смены нескольких отдноцветных: глаз не успевает заметить, что картинка сначала красная, затем зеленая, затем синяя, голубая, желтая. Для получения белого цвета используется прозрачный сектор.

Обе технологии нашли применение и в бюджетных моделях проекторов, и в среднем сегменте рынка. LCD-проекторы выдают более реалистичную цветопередачу, естественные оттенки и стабильную картинку без искажений. DLP-проекторы обеспечивают высокий уровень контрастности, насыщенный черный, что означает “глубину” изображения и высокую четкость. В некоторых случаях при проецировании движущегося изображения DLP-устройством можно заметить “эффект радуги” – цветной контур. Это происходит из-за относительно медленного вращения цветного диска. Кроме того, применение диска с прозрачным сектором в DLP-проекторах приводит к увеличению яркости белого и, соответственно, блеклым остальным. Там, где высокая яркость проектора не нужна (как раз в домашних кинотеатрах, где предполагается затемнение комнаты), используются варианты без прозрачных секторов, но тогда яркость становится минимальной, и кино при дневном свете смотреть будет некомфортно.

От недостатков DLP (в частности, от “эффекта радуги”) позволяет избавиться применение трех чипов вместо одного. Каждый из них принимает свой цвет через фильтр, единовременно, а не последовательно формируя изображение. Соответственно, потерь яркости не происходит, изображение получает реалистичные цвета и глубину. Однако это решение для дорогих моделей проекторов.

… и потребительских свойствах

Если качество картинки не в приоритете (в затемненной комнате на расстоянии 3-4 метра от экрана недостатки сглаживаются), то стоит обратить внимание на надежность и долговечность технологий. DLP-проекторы считаются более надежными, срок службы зеркальных чипов значительно дольше, чем ЖК-матриц. Кроме того, особенности конструкций проекторов позволяют говорить о герметичности и, соответственно, защите от пыли в DLP-моделях, тогда как LCD чаще всего предполагают использование пылевых фильтров. Соответственно, повышается стоимость оборудования и требования к обслуживанию.

Еще один важный момент: LCD гораздо более подвержены механическим повреждениям, так что если предполагается проектор часто переносить или перевозить – стоит позаботиться о его сохранности. DLP-проекторы, в которых вместо лампы UHP стоят светодиоды, компактнее и менее шумны (вплоть до карманных), однако не могут обеспечить качество изображения даже на уровне источника.

LCoS-проекторы для hi-end

Самый дорогой на сегодня вариант – это LCoS-проекторы. В основе технологии лежит зеркальность одного из слоев матрицы. При прохождении светового потока через соответствующий фильтр, невостребованная часть полностью отражается, что дает высокую степень контрастности и насыщенный черный. Неприятные эффекты при применении этой технологии практически отсутствуют, но за это приходится расплачиваться живыми деньгами. Да, иногда в характеристиках проекторов вам встретятся другие аббревиатуры. Не забудьте, что SXRD и D-ILA – это тот же самый LCoS, только названный разработчиками по-своему. В рекламных, видимо, целях.

к содержанию ↑

Светлее и дольше: о яркости и сроке службы ламп

Выбирая проектор для домашнего кинотеатра, да и вообще технику для вывода изображения, многие обращают внимание на показатели яркости. Для мониторов и телевизоров такая внимательность похвальна, для проекторов к – излишняя. Сам по себе домашний кинотеатр предполагает не щелканье ТВ-каналов, не просмотр новостей в режиме “между делом”, а полноценный киносеанс с максимальным комфортом. Соответственно, обстановка приближена к кинозалу: кроме подключенной акустики кинотеатра, помещение изрядно затемнено. В таких условиях яркость 1000-1200 ANSI лм вполне достаточна, а погоня за большими цифрами способна испортить впечатления от просмотра: слишком высокая яркость вызывает усталость глаз и головную боль. Менее 1000 ANSI лм уже нецелесообразно: все же в условиях обычной комнаты обеспечить полное затемнение невозможно, а чем больше дневного света – тем более тусклым кажется изображение.

Если же проектор предполагается использовать вместо телевизора, то яркость его должна быть выше. Проекторы для презентаций, которые должны работать при любом освещении, выдают в среднем около 2000 ANSI лм. Если об условиях эксплуатации вы пока еще имеете самое приблизительное представление, то обратите внимание на модели, позволяющие задействовать экономичный режим: снижение яркости, помимо комфорта глаз, обеспечивает еще и продление срока службы ламп.

Кстати, срок службы ламп – один из критериев выбора проектора для домашнего кинотеатра. В среднем лампы теряют яркость уже через 1000-2000 часов работы. Это примерно 500 сеансов – будем считать, что при ежевечернем отдыхе перед экраном и выходных у него же запаса яркости лампы проектора хватит на год. Речь идет о лампах UHP, если же вы выбрали модель со светодиодами, то не беспокоиться можно гораздо дольше: до 30000 часов наработки на отказ у LED – обычное дело. Быстрее этот проектор сломается или будет забыт среди устаревших гаджетов. Лампы же, начинающие терять яркость, подлежат замене, благо она не требует обращения в сервис-центр. Если вы не хотите прикладывать руки и инженерную мысль к такому не стоящему внимания объекту – выбирайте модели с лампами, рассчитанными на 3000-5000 часов.

к содержанию ↑

Размер имеет значение: разрешение, формат и проекционное соотношение

Разрешение – еще один критерий, учитываемый при повышенных требованиях к качеству изображения. Чем оно выше, тем детализированнее и четче картинка. На сегодняшний день для домашних кинотеатров идеальным будет 1920х1080, или Full HD. В этом разрешении и распространяется большинство медиаконтента. Все меньше становится моделей проекторов с разрешением ниже 1400х1050, пока еще совсем немного моделей с разрешением выше 2048х1080. Но с развитием 4K (разрешение свыше 4096х2160) все реализуется в полном масштабе. Пока же высочайшее разрешение – это топовый сегмент проекторов. Гнаться за цифрами не стоит, разве что с заделом на будущее: контента ультравысокого разрешения пока производят и распространяют мало.

Соотношение сторон – параметр, по факту ушедший в прошлое, но все еще настойчиво выводящийся в характеристики. 16:9, 16:10 – варианты универсальные, подходящие для большинства фильмов, выпущенных на DVD в 21 веке. Если вы собираетесь смотреть исключительно классику – то поищите модели с соотношением сторон 4:3. Несоответствие контента формату никакой катастрофой не обернется: будут присутствовать черные полосы либо по сторонам, либо сверху и снизу. Существует еще формат 2,4:1 – он применяется для кинопроката. Избавиться от черных полос при несоответствии формата помогает либо затемнение участков экрана маской, либо (в дорогих и умных моделях) применение специальных линз для смены формата – подгоняется под заданный размер само изображение.

Как правило, владельцы домашних кинотеатров сначала приобретают проектор, а потом подбирают для него экран. Размер последнего будет зависеть от размера изображения, которое способен проецировать проектор. Обычно этот параметр живет в диапазоне от минимума к максимуму. Чем дальше проектор от экрана, тем изображение на нем больше. Для домашних кинотеатров иногда применяются модели с короткофокусными объективами, позволяющие устанавливать проектор непосредственно рядом с экраном. В большинстве же случаев проектор размещается в противоположной от экрана стороне, сзади пользователя. Если минимальное расстояние до экрана обычно 1-1,5 м, то максимальное – от 10 м. Дальнобойность, как правило, дороже.

Существует параметр, позволяющий ориентироваться в размерах получаемого изображения и дальности от экрана несколько быстрее – проекционное соотношение. Записывается обычно цифрами вида «1,8:1» и означает, к нашему примеру, что с расстояния 1,8 м получится картинка шириной 1 м. Соответственно, чтобы на экране шириной 4 м получить картинку во весь экран, мы должны переместить проектор (1,8:1) на расстояние 7,2 м. Как правило, большинство проекторов не обладают категоричностью, поэтому проекционное соотношение у них варьируется в некотором диапазоне – его обеспечивает функция смены фокусного расстояния.

к содержанию ↑

Куда и как ставить: тип установки, уровень шума и интерфейсы

Стационарные проекторы – идеальный выбор для домашнего кинотеатра. Они обычно входят в класс hi-end, обладают световым потоком большой мощности, высоким разрешением и умным программным обеспечением, возможностью тонких настроек и использования сменной оптики. Однако их установка требует затрат, а перемещение в пространстве таких устройств нежелательно и нецелесообразно. Если планируется изменять расположение экрана, то лучше взять портативную модель проектора. У таких меньше вес, при желании их можно сдвигать и переносить, хотя они обладают солидным весом. Для стационарных проекторов можно рассмотреть возможность потолочного крепления в быстросъемной реализации, но это решение дорогое.

Карманные, ультрапортативные, облегченные модели проекторов для домашних кинотеатров не подходят: они не справляются с основной задачей – демонстрацией качественной картинки. Это «походный» вариант.

Одно из самых главных значений, если вообще не единственное для многих – уровень шума, издаваемого системой охлаждения проектора. Чем мощнее аппарат (выше уровень яркости), тем шумнее его вентиляторы. При установке проектора вдали от экрана и зрителя (у потолка или на расстоянии более 5 м) шум заглушается акустической системой, ближе – служит очень действенным раздражающим фактором. Так что децибелы следует оценивать по достоинству – чем меньше, тем лучше. Бюджетные модели обычно очень шумные. Настолько, что легче вернуться к монитору, чем терпеть шум, лишающий домашний кинотеатр атмосферности.

Интерфейсы подключения проекторов для домашних кинотеатров не явят нам ничего особенного. Большинство моделей имеют композитный видеовход, компонентный, DVI или VGA, S-Video и HDMI, а также стандартные аудиовыходы и mini-jack. Наличие портов USB для современных проекторов тоже обязательно. Для многих стационарных моделей неплохим вариантом будет встроенный DVD-плеер.