Как выбрать домашний кинотеатр

Братья Люмьер не могли и представить, что спустя чуть более столетия их “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота” люди будут смотреть, сидя на собственном диване, и никто не побежит в панике, и никого этим поездом удивить не получится. Ныне горы ходят к магомедам на дом. Кинопрокат перешел в новый формат, и сегодня все чаще вместо изучения афиш люди задаются вопросом, как выбрать домашний кинотеатр и ввести большой кинематограф в собственный налаженный быт.

Содержание статьи

Кинотеатр домашний, комнатный, компактный

Вот вы в кинотеатр ходите? Для многих людей посещение “киномаксов” стало сегодня светским мероприятием, своего рода тусовкой, где сами фильмы отошли на второй план. Другие же относят походы “в кино” к атрибутам детства и романтической юности, аргументируя свое нежелание отсутствием свободных средств, времени, неприятием вторжения в личное пространство, дискомфортом от присутствия рядом незнакомых людей, неудобством интерьеров и невозможностью прерывать просмотр по собственному желанию. К тому же альтернатива, с учетом всех капризов зрителя, имеется, и ее мы имеем в виду, выбирая домашний кинотеатр. Конечно, название более чем условное, но прижившееся. Можно считать привычные для нас досуговые центры кинопроката кинотеатрами дикими, не отвечающими новым потребностям человека, а home-системы — одомашненными и даже прирученными.

Домашний кинотеатр представляет собой собранные сначала в одной коробке, а затем в одной комнате систему воспроизведения видео, систему воспроизведения звука и пульт управления всеми компонентами. По сути, кинотеатром набор электроники делает в первую очередь звук — система имитирует атмосферу кинотеатра (только без болтающих и жующих соседей), обеспечивая “звук вокруг”. Если вы считаете, что основа — монитор или телевизор, и оцениваете качество и навороты кинотеатра по размеру экрана — вас кто-то запутал. Устройства вывода изображения вообще в комплект домашних кинотеатров не входят, так что придется либо пользоваться тем, что имеем, либо экран для новоявленного кинотеатра приобретать отдельно. Зато развернуться с фантазией можно во всю стену, потолок или другие поверхности, или, наоборот, сэкономить, особенно если площадь помещения никак не приравнивается к площади даже малого зала кинотеатра “дикого”. Большие диагонали не предназначены для небольших комнат, и экран может быть скромных размеров, а вот звук — выдающихся характеристик.

Оперировать в процессе изучения комплекта “домашний кинотеатр” придется определениями “колонка” и “сабвуфер”. Колонка в нашем случае — привычная для нас колонка, динамик, передающий звук в соответствии с заданными настройками. Сабвуфер — такая же колонка, но воспроизводящая низкие частоты звука. Именно он создает эффект “звук вокруг”: человеческое ухо звук низкой частоты слышит, но мозг определить местоположение источника не может, появляется ощущение, что “звук везде”.

к содержанию ↑

Акустика

Состав

Так как в основе любого домашнего кинотеатра лежит именно акустическая система — это первое, на что следует обратить внимание. И что анонсируют маркетологи и менеджеры торговых залов. Состав акустического комплекта обозначается цифрами рядом с названием модели или в ее характеристиках, к примеру, “акустика 5.1”. Вопреки распространенному мнению, цифры эти — не очередной этап обновления технологии, а количество колонок и сабвуферов. Так, упомянутая акустика 5.1 явит нам пять колонок и один сабвуфер, очень редкая (и дорогая) акустика 5.2 — пять колонок и два сабвуфера, интересное решение 9.1 — девять колонок и один сабвуфер. Большинство моделей домашних кинотеатров комплектуются акустикой 5.1, вполовину меньше — акустикой 2.1. Остальные варианты почти эксклюзивные.

Количество колонок влияет не только на мощность звука и качество звуковых эффектов, но и на удобство размещения. Чем больше колонок, тем меньше внимания уделяется их расположению. Просто поставить колонки рядом с монитором недостаточно для достижения нужного эффекта: источники звука должны находиться на равном расстоянии от зрителя, должны быть размещены симметрично относительно друг друга и в соответствии с техническими характеристиками. Если в комплект 2.1 входят две фронтальные колонки, то в комплект 5.1 — две фронтальные, две тыловые, одна для центрального канала. Расширенные варианты включают дополнительные колонки центрального тылового канала, отвечающего за детализацию звука.

Если площадь комнаты, в которой предстоит жить домашнему кинотеатру, невелика, или же просто отсутствует желание тянуть по периметру провода к колонкам, можно приобрести модель со звуковой панелью. Динамики не разносятся в отдельные корпуса, а размещаются в одном, в каждый из них подается особым образом обработанный сигнал, что и создает эффект объемного звучания. Габариты такой панели очень скромные, так что вариант действительно может быть удобным для тех, кто экономит место. Однако количество динамиков учитывается и здесь: существуют звуковые панели 2.1 (два динамика + сабвуфер), 3.1 (три динамика и сабвуфер), 4.1, 5.1 — соответственно цифрам.

Мощность и частотные полосы

Количество динамиков или обозначение акустической системы о качестве звука домашнего кинотеатра ничего не скажет. Основной игрок на этом поле — мощность, измеряемая в Вт. Она может быть (и бывает) разной для разных типов внутри одной системы: тыловые и фронтальные колонки могут выдавать до 405 Вт, колонки центрального канала — до 260 Вт, центрального тылового канала — до 165 Вт. Сабвуфер может выдавать до 500 Вт. Но это пик возможностей, а на самом деле фронт, тыл и центр довольствуются 150 Вт (для бюджетных моделей и 20, и 30 Вт — нормальное явление), сабвуферам хватает и 200 Вт. Для облегчения выбора придумали показатель RMS — суммарную мощность акустики, которую она способна поддерживать длительное время в условиях, приближенных к естественным.

На полной мощности акустика домашнего кинотеатра работать будет вряд ли, но здесь дело не в громкости, а в искажении звука. Маломощные системы и на малой, и на высокой громкости воспроизводят собственные шумы, мешающие восприятию исходного звука. Здесь практически однозначный выбор: больше Вт — чище звук. Но с ростом мощности растет стоимость и энергопотребление системы.

Тем, кто особенно придирчиво собирается присматриваться к домашнему кинотеатру, стоит обратить внимание на количество частотных полос компонентов акустики. Чем выше эта цифра, тем точнее и четче динамики воспроизводят звук. Выбор, впрочем, невелик: однополосные и двухполосные. Последними могут похвастаться кинотеатры с относительно мощными акустическими системами.

к содержанию ↑

Размеры и интерфейсы

Домашние кинотеатры устанавливаются основательно, их частое перемещение и переконфигурирование не предполагается. Поэтому они могут себе позволить быть массивными и тяжелыми. От габаритов и веса центрального блока мало что зависит, а вот чем массивнее колонки — тем лучше. Тыловые могут быть полочными или напольными, некоторые (класса hi-end) могут потребовать серьезной доработки интерьера и учета особенностей акустики помещения.

Сама система домашнего кинотеатра может быть одноблочной и двухблочной: основной блок либо в едином корпусе, либо разнесен на два: управление в одном, усилитель в другом. Как правило, большинство моделей не морочат головы людям и не прибавляют проблем с лишним весом и размерами, просто предъявляя единственный основной блок.

Интерфейсы подключения домашнего кинотеатра сюрпризов не преподносят. Здесь стандартные аудиовыходы (в том числе и “тюльпан” еще применяется) для подключения акустики к основному блоку. Варианты могут быть расширены оптическим аудиовыходом. Видеовыходы, помимо традиционных компонентного и композитного, обязательно включают и HDMI. Отличным выбором будет модель с выходом SCART, который соответствует нескольким распространенным интерфейсам — своего рода универсал.

HDMI-кабель

Также домашние кинотеатры, ввиду особенностей современных задач, должны иметь возможность подключения к локальной сети — за это отвечает порт Ethernet. Воспроизведение файлов со съемных носителей тоже окажется совсем не лишним, так что порты USB 2.0 и USB 3.0 будут кстати, как и встроенный кардридер.

Штекер SСART
к содержанию ↑

Функциональность

Функциональность домашнего кинотеатра обычно не является основным критерием выбора, ибо даже бюджетные модели с основными задачами справляются с успехом. Поэтому просто перечислим то, что может показаться нужным, но реализовано не всегда:

  • запись на DVD одного или нескольких форматов (пригодится тем, кто не может себе позволить пропускать телепередачи);
  • AV-ресивер (вбитые в один корпус усилитель, радиоприемник, звуковой декодер);
  • TV-тюнер (для просмотра ТВ-каналов);
  • караоке (соответственно, и микрофонный выход либо и микрофон в комплекте);
  • жесткий диск (для хранения видеофайлов, например);
  • беспроводные тыловые колонки (как самые непритязательные в отношении звука);
  • воспроизведение 3D, Blu-Ray — почти обязательно для современных кинотеатров.

К функциональности можно отнести и наличие встроенных декодеров, позволяющих преобразовывать цифровой звук в многоканальный. Самый популярный декодер — от компании Dolby, именуется он Dolby Digital. Но это далеко не единственный вариант: производители не лежат на диванах, собирая с покупателей доллары, а работают над технологиями, поэтому сегодня мы имеем и Dolby Pro Logic II, преобразующий звук из 2.0 в 5.1, и Dolby Digital Plus, предназначенный для декодирования звуковых дорожек из форматов Blu-Ray и HD.

Выбирая домашний кинотеатр, обратите внимание на количество поддерживаемых форматов файлов. Чем больше странных латинских аббревиатур — тем лучше: не придется бессовестно скачанный в интернете фильм конвертировать перед просмотром. И, конечно, пульт с полным управлением всеми возможностями кинотеатра должен быть в комплекте. Куда нам без волшебной палочки, раз к нам в дом пришло чудо кинематографа?