Что такое духовная сфера общества?

В социальной системе выделяют образования, называемые сферами общества. Они представляют собой устойчивые, значимые подсистемы, отражающие ту или иную сторону жизни людей. Рассмотрим, что такое духовная сфера общества, из каких структурных элементов она состоит, какова ее социальная роль.

Содержание статьи

Раскрытие понятия

Духовная сфера – это одно из направлений общественной жизни, которое отражает специфику нравственных, идеологических, интеллектуальных отношений между людьми. Эти отношения возникают при производстве, передаче, восприятии и освоении ценностей духовного характера.

Духовная сфера рассматривается как целенаправленно организуемая нематериальная жизнь людей. Если материальная сторона жизни связана с удовлетворением таких осязаемых потребностей, как пища, одежда, транспорт и тому подобное, то духовная сфера направлена на развитие мировоззрения, сознания, разнообразных нравственных качеств.

Противоположные материальным духовные потребности не задаются биологически. Их формирование и развитие происходит в процессе социализации, становления личности. Без удовлетворения этих потребностей можно прожить, но такое существование будет подобно жизни животных.

В рамках духовной сферы осуществляется как производящая, так и потребляющая деятельность. Продуктами духовного производства становятся теории, идеи, художественные образы, внутренний мир людей и духовные отношения. Под духовным потреблением подразумевается удовлетворение духовных потребностей.

к содержанию ↑

Основные структурные элементы

Выделяют следующие составляющие духовной сферы общества:

  1. Мораль. Это установленные общепринятые нормы поведения, основанные на представлениях о правильном и неверном, добре и зле, допустимом и неприемлемом. Мораль существовала уже на начальных этапах развития человечества, поскольку правила, отражающие основополагающие ценности общества, являются наиважнейшими регуляторами каких бы то ни было социальных взаимосвязей.
  2. Религия. В научном смысле это форма восприятия мира, основанная на вере в сверхъестественное. Религиозный человек ощущает связь с высшим существованием, которому свойственны системность и организованность. Для любой религии характерны определенные нормы и модели поведения, а также объединение людей.
  3. Наука. С одной стороны, это совокупность знаний о мире, с другой – деятельность человека, направленная на выработку, аргументацию, систематизацию этих знаний. Научное познание отличается объективностью, то есть отображением разных явлений и закономерностей в том виде, в каком они существуют независимо от воли человека.
  4. Образование. Данным термином обозначается процесс, при котором передаются и усваиваются знания, приобретаются умения и навыки. Образование способствует развитию ума и чувств человека, формированию у него собственного мнения, системы ценностей, мировоззрения. Не имея общеобязательных знаний, невозможно полноценно общаться с другими людьми и чувствовать себя достаточно комфортно в социуме.
  5. Искусство. В широком смысле это мастерство, продукты которого доставляют эстетическое удовольствие. Искусство является способом выражения разнообразных эмоций и идей. Только одаренные люди способны представить публике произведения, вызывающие отклик. Искусство способствует возникновению через ощущения определенных чувств, мыслей, представлений.
  6. Культура. Ее составляют духовные достижения и ценности общества. На их основе создаются культурные обычаи. Разные страны и нации отличаются своей культурой. Это объясняется особенностями их развития и тем, что у каждой страны или нации есть свое историческое прошлое.

Духовная сфера жизни общества имеет своей целью изменять в лучшую сторону индивидуальное и общественное сознание. Личностный и интеллектуальный рост каждого человека, повышение уровня нравственности, имеющаяся у людей возможность выражать свой творческий потенциал – все это способствует постоянному духовному обогащению социума в целом.