Что можно посмотреть в Эрмитаже?

Находящийся в Санкт-Петербурге государственный музей Эрмитаж считается одним из крупнейших в нашей стране, а также во всем мире. Что посмотреть в Эрмитаже человеку, впервые его посетившему? Ответ не так прост, ведь Эрмитаж состоит из пяти основных зданий главного комплекса, где размещены экспонаты музея, четырех зданий, находящихся вне Дворцовой набережной, и двух служебных построек. В таблице приведены все здания Эрмитажа, включая служебные, с указанием годов постройки и архитекторов, их создавших.

Содержание статьи

Здания музеев на Дворцовой набережнойГоды постройкиАрхитектор
Зимний дворец1754-1762Б.Ф. Растрелли
Малый Эрмитаж1764-1775Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, В.П. Стасов
Большой Эрмитаж1771-1787Ю.М. Фельтен
Эрмитажный театр1783-1787Дж. Кваренги
Новый Эрмитаж1842-1851Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов
Здания вне Дворцовой набережной  
Меншиковский дворец1710-1720Дж.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель
Музей Императорского фарфорового завода1844С.Г. Берников, И. Григорьев
Восточное крыло Главного штаба1819-1829К.И. Росси
Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»1990-2006Архитектурная мастерская Трофимовых
Служебные здания  
Запасной дом Зимнего дворца1877-1878Н. Беккер
Эрмитажный гараж1911Н.И. Крамской

Начало Эрмитажа

Знаменитый музей начинался как личная художественная коллекция императрицы Екатерины Второй. Создательнице российского варианта идеологии «просвещенного абсолютизма» понадобилось утверждение в глазах Европы первой части этой идеологемы, которая ретушировала бы часть вторую (абсолютизм), выглядевшую очень непрезентабельно. Долгое время коллекция была доступна только для избранных, вполне оправдывая свое название: «эрмитаж» по-французски – место уединения. Открытие для широкой публики состоялось только в середине 19 века.

В 1852 году, в конце царствования императора Николая Второго, в специально построенном здании Нового Эрмитажа была публично выставлена вся накопившаяся к тому времени богатая коллекция: экспонаты из древней (Египет, Восток, античность) и средневековой истории, а также русские памятники начиная с 8 века. Через тридцать лет после открытия Эрмитажа годовая посещаемость музея достигала 50 тысяч человек в год, а экспозиция постоянно увеличивалась.

к содержанию ↑

Эрмитаж сегодня

После революции национализация частных коллекций сильно обогатила Эрмитаж. Сокровища культуры, которые до этого были доступны немногим, стали достоянием всех. Несмотря на то что часть картин в 20-е годы была продана за границу (Советскому Союзу нужны были деньги для индустриализации), эрмитажные коллекции пополнились за счет экспонатов, вывезенных из Европы после Второй мировой войны. Правда, часть этих коллекций была передана в 1958 году ГДР, а в 2002-м объединенная Германия получила обратно хранившиеся в Эрмитаже витражи франкфуртского храма Мариенкирхе.

Эрмитаж сегодня – это:

  • более миллиона произведений прикладного и изобразительного искусства;
  • более 1100000 памятников нумизматики;
  • более 750 тысяч археологических памятников;
  • почти 14 тысяч образцов оружия;
  • более 200 тысяч других экспонатов.

Экспонаты размещены в залах и павильонах общей площадью 233345 квадратных метров. Понятно, что обозреть все это богатство невозможно ни за день, ни за неделю. Обычно посетители смотрят только самое знаменитое из того, чем славен Эрмитаж, а специалисты выбирают для ознакомления эпоху, страну и область искусства или истории. Экспонаты музея показывают путь развития мирового искусства начиная с палеолита и до конца прошлого века. Что же выбрать для ознакомления человеку, впервые посетившему Эрмитаж?

к содержанию ↑

Постоянные экспозиции

Перечень постоянных экспозиций Эрмитажа насчитывает 36 наименований. Здесь широко представлены тематические картинные галереи (например, портреты представителей императорского рода Романовых), искусство народов Южной Сибири, разных европейских стран. Для любителей интерес представляет убранство русского интерьера рубежа 19-20 веков и покои императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. А лоджии Рафаэля, сделанные по распоряжению Екатерины Второй в конце 18 века, имитируют галерею Папы Римского в Ватикане.

К постоянным экспозициям относятся и парадные залы Зимнего дворца, которые во многом сохранили изначальную отделку. По ним можно судить, каким был интерьер здания в 19 веке. Коллекция прикладного искусства средневековой Западной Европы познакомит посетителей с предметами церковной утвари, мебели, а также с витражами, изделиями из металла, керамики, кости. Особое значение имеют многочисленные коллекции картин, которые выставляются, сгруппированные по странам и эпохам.

к содержанию ↑

Искусство античного мира

В Эрмитаже представлено 106 тысяч памятников из мира Античности. Географически они относятся к Древней Греции, Древнему Риму, Этрурии и Северному Причерноморью, где было много греческих колоний. Самые старые экспонаты принадлежат к Эгейской цивилизации – 3 тысячелетию до новой эры. Наиболее поздние датируются 4 веком новой эры – временем заката Римской империи и начала становления христианства.

Античные скульптуры классического (5-4 в. до н.э.) периода насчитывают 70 экземпляров. Около 20 из них – греческие оригиналы, а остальные – более поздние римские копии. Искусство эпохи эллинизма (4-1 в. до н.э.) представлено несколько шире (свыше 200 экспонатов). Все античные коллекции размещены в здании Нового Эрмитажа.

к содержанию ↑

Искусство Востока

Около 180 тысяч экспонатов представляют искусство Востока с древности до наших дней. Экспозиции занимают более 50 залов. Они знакомят посетителей с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Здесь вы можете узнать о том, какими были Азия до возникновения ислама и Армения Тиграна Великого, древняя Колхида и страны Индокитая, Монгольская империя вообще и Золотая Орда, один из ее осколков, в частности.

Находящееся в Эрмитаже собрание японского искусства является крупнейшим в России. Преимущественно это памятники двух с половиной веков, предшествующих революции Мэйдзи, – эпохи Токугава (1603-1868 гг.). Самой ценной частью японской экспозиции является коллекция нэцке – миниатюрных фигурок, использовавшихся как элемент традиционного национального костюма. Кроме этого, представлены оружие, фарфор, образцы тканей и одежды.

к содержанию ↑

Искусство Европы

Пласт европейского искусства колоссален, и в Эрмитаже он представлен огромным количеством экспонатов. Разнообразие сюжетов, техник, стилей, направлений и исполнителей настолько велико, что некоторые крупные экспозиции пришлось делить на более мелкие. Как, например, изобразительное искусство Нидерландов. Специалисты различают искусство Нидерландов 15-16 веков, живопись Фландрии (провинция Нидерландов), живопись Голландии. Итальянская школа подразделяется на венецианскую школу эпохи Возрождения, искусство Италии 13-16 и отдельно – 16-18 веков. Рассмотрим этот пласт более подробно.

  1. Голландская живопись 17 века размещена в шести залах Нового Эрмитажа. Здесь представлены пейзажи Якоба Рейсдала и Яна ван Гойена, натюрморты Виллема Халфа и Виллема Класа Хеды и портреты Франса Халса. Бытовые сцены Яна Стена, Питера де Хоха, Герарда Терборха и Адриана ван Остаде соседствуют с картинами анималиста Пауля Поттера. Отдельный зал отведен под произведения великого Рембрандта.
  2. Фламандская живопись разместилась в четырех залах. Эрмитажная коллекция является одной из самых крупных в мире. Здесь есть картины знаменитых Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. В тематике полотен широко представлены библейские и античные сюжеты, портреты и пейзажи.
  3. Экспозиция искусства Нидерландов 15-16 веков размещена в Малом Эрмитаже. Самая ранняя картина – диптих «Троица. Мадонна с Младенцем у камина» – принадлежит кисти Робера Кампена. Художник жил и творил в самом начале 15 века. Кроме того, здесь есть работы и других мастеров 15 столетия: Рогира ван дер Вейдена («Святой Лука, рисующий Богоматерь»), Гуго ван дер Гуса (триптих на библейскую тему), Лукаса ван Лейдена, Дирка Якобса, Яна Госсарта, Иоахима Патинира, Адриана Томаса Кея и Питера Артсена.
  4. Итальянское искусство эпохи Возрождения (13-16 веков) выставлено на втором этаже Старого Эрмитажа. Самое ранее произведение экспозиции «Крест с изображением распятия» принадлежит кисти Уголино ди Тедиче, проживавшего в городе Пизе во второй половине 13 века. В коллекции также представлены картины Симоне Мартине, Фра Филиппо, семьи делла Роббиа. К позднему Возрождению относятся работы Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Андреа дель Сарто, Филиппино Липпи и многих других мастеров.
  5. Искусство Италии более позднего времени (16-18 веков) представлено экспозицией, находящейся на втором этаже Нового Эрмитажа. Здесь присутствуют работы многих известных мастеров. В том числе – Микеланджело Буонарроти, Караваджо и Рафаэля Санти. «Скорчившийся мальчик» работы Микеланджело был приобретен еще Екатериной Второй. В одном из залов экспонируются ранние работы Рафаэля – «Мадонна Конестабиле», «Святое семейство», а также единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней». Надворную анфиладу предваряют фрески Рафаэля, созданные в 16 веке на основе поэмы «Метаморфозы» знаменитого римского поэта Овидия. Кроме этого, широко представлено прикладное искусство того времени – кассоны, шпалера, майолика.


    «Юноша с лютней» Караваджо

  6. Отдельно выставляется Венецианская школа живописи. На втором этаже Большого Эрмитажа экспонируются картины работы известных мастеров: Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, Чимы да Конельяно, портретистов Доменико Каприоло, Лоренцо Лото, Пальмы Старшего. В коллекции – самое раннее полотно великого Тициана, написанное в начале 16 века, – «Бегство в Египет». К более поздним периодам жизни мастера относятся картины «Святой Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалина».
  7. Живопись Испании представлена работами художников 16-19 веков. Это портретисты Хуан Пантоха де ла Крус и Алонсо Санчес Коэльо, а также Луис де Моралес, Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран. Жемчужина коллекции – картина «Апостолы Петр и Павел» – принадлежит кисти Эль Греко. Последним по времени создания является «Портрет актрисы Антонии Сарате» работы Франсиско Гойи. Картина написана в начале 19 века.
  8. Английское искусство 16-18 веков знакомо широкой аудитории не так хорошо, как работы фламандских или итальянских живописцев. В коллекции Эрмитажа представлены работы Джорджа Ромни, Генри Реберна, Годфри Неллера и многих других мастеров Туманного Альбиона. Значительную часть составляют портреты. Один из них – «Портрет дамы в голубом» принадлежит кисти Томаса Гейнсборо. А «Младенец Геракл, удушающий змея» – кисти Джошуа Рейнольдса. Расположена английская экспозиция на втором этаже Зимнего дворца.
к содержанию ↑

Малахитовый зал

Зал расположен в Зимнем дворце, он был отделан малахитом в первой половине 19 века, когда на Урале разрабатывались крупные месторождения полудрагоценного камня. Сегодня это единственный сохранившийся в мире интерьер, оформленный малахитом. Ранее зал был частью покоев жены Николая Первого – императрицы Александры Федоровны. В отделке широкое распространение получила техника, названная «русской мозаикой». Тонкие пластинки малахита наклеивались на каменную основу, а стыки пластин заполнялись малахитовой пылью и шлифовались. Эта трудоемкая техника в таких объемах не применялась больше нигде в мире.

На убранство гостиной Александры Федоровны ушло 133 пуда малахита – более 2 тонн! Это не только отделка стен, но и вазы, торшеры, канделябры, столешницы. Зал по праву считается жемчужиной Эрмитажа. Расположен он на втором этаже северо-западной части Зимнего дворца. В 1917 году, в промежутке между Февральской и Октябрьской революциями, в нем проходили заседания Временного правительства.

Сокровища Эрмитажа огромны, и вряд ли возможно даже просто перечислить имена знаменитых и великих художников и скульпторов, чьи шедевры входят в его экспозиции. Здесь будет интересно и любителям истории, и ценителям искусства. Только прежде чем посетить этот величайший российский музей, надо составить план осмотра. Иначе при всем изобилии экспонатов вам будет трудно отыскать то, что надо.