Что делает продюсер?

Практически во всех значимых мероприятиях в сфере массовой культуры принимают участие продюсеры. Какова их роль в развитии индустрии? Что делает продюсер?

Человек, занимающий соответствующую должность, чаще всего ведет деятельность в следующих сферах:

  • кино и телевидение;
  • шоу-бизнес;
  • индустрия музыки.

Исследуем особенности работы продюсера в каждой из них.

Содержание статьи

Что делает продюсер на телевидении и в кино

Несмотря на то что две отмеченные сферы в ряде аспектов очень разные, специфика обязанностей человека на рассматриваемой должности в обоих случаях довольно схожая. Все дело в том, что и кино, и телевидение предполагают создание некоторого аудиовизуального продукта, предназначенного для публичного воспроизведения. Это может быть фильм, сериал или телепередача.

Основные этапы создания соответствующего продукта — ориентированного как на телевизионный формат, так и на представление в виде киноленты — в целом совпадают. В числе таковых:

  • разработка и конкретизация идеи проекта;
  • поиск необходимых ресурсов для его реализации;
  • формирование состава съемочной группы;
  • организация съемок;
  • дистрибуция (показ, выведение в эфир, организация продаж на дисках).

Что делает продюсер на телевидении и в кино, таким образом? Именно он — тот самый человек, который играет важнейшую роль в реализации отмеченных этапов работы над аудиовизуальным продуктом. Продюсер возглавляет группы специалистов, ответственных за выполнение соответствующих пунктов плана, либо выполняет эту работу — на самых значимых ее участках — самостоятельно.

Современная индустрия ТВ и кино по большей части наполнена коммерческими проектами, предполагающими окупаемость. Задача продюсера — ее обеспечить. Поэтому что касается роли человека на данной должности — она важнейшая, если говорить об экономическом аспекте реализации проектов.

Продюсер часто имеет наиболее привилегированное положение среди всех участников проекта по созданию киноленты или телепередачи. Его советам и рекомендациям в ряде случаев подчиняется даже режиссер — человек, без непосредственного креативного участия которого фильм или телепрограмма могут не получиться в принципе. Предполагается, однако, что продюсер будет в наименьшей степени заинтересован в реализации личных интересов: главное для него, как мы отметили выше, — обеспечить окупаемость продукта.

В свою очередь, в некоммерческих кино- и телепроектах положение продюсера может характеризоваться гораздо меньшей привилегированностью. Так, в ряде случаев полномочия человека на соответствующей должности ограничиваются контролем над техническими нюансами реализации проекта (закупкой и арендой оборудования, финансовыми расчетами и т. д.). При этом главенствующую роль в создании фильма или телепередачи способен играть как раз таки режиссер. Именно его умения и креативность предопределяют способность картины или телепрограммы сыграть ту общественно значимую роль, которая заложена в идее их создания.

Достаточно показательной с точки зрения понимания роли продюсера и режиссера в некоммерческих проектах следует считать кино- и телеиндустрию СССР. Как известно, эта сфера в советский период развивалась за счет государственного бюджета. Создатели кинолент и телепередач могли не задумываться о том, чтобы тот или иной проект обязательно окупал себя. Главное — чтобы фильм или телепередача сумели выполнить свою полезную для тогдашнего общества функцию.

В связи с этим безоговорочно главную роль в киноиндустрии СССР играли режиссеры. Институт продюсирования в современном понимании был развит крайне слабо. Однако некоторые из функций, которые характерны для современных продюсеров, часто выполнял режиссер. Например, те, что связаны с техническим обеспечением проекта. Также данные функции могли распределяться по разным должностям — таким как, например, директор картины или студии.

По мнению многих кинокритиков, отсутствие задачи окупить проект обусловило высочайшее качество советских кинокартин, подтверждаемое рейтингами. Например, в верхних позициях Кинопоиска (http://www.ivi.ru/collections/topkp) — совсем немного российских кинолент. Лидируют в основном те, что снимались в СССР. Акцент советские режиссеры, как считают критики, ставили на креативности, содержательности сценария, на качестве игры актеров — все делалось для зрителя.

к содержанию ↑

Продюсер в шоу-бизнесе

Шоу-бизнес — сфера, которая исключительно близка индустрии кино и телевидения. Во многих аспектах их и вовсе некорректно разграничивать. Вместе с тем кино и телевидение характеризуются рядом важнейших отличительных признаков. Прежде всего, это наличие оформленного продукта — фильма или телепрограммы, имеющего целостную концепцию, а также, как правило, ориентированного на конкретную аудиторию.

В свою очередь, шоу-бизнес предполагает в большей степени рамочный характер предлагаемой зрителям концепции. Главное — наличие источника «шоу», то есть креативного зрелища, изначально не продуманного и не придумываемого сценаристами. Таковым может быть дискуссия в студии, интервью, интеллектуальная игра, показ фокусов и иных умений. В кино и на телевидении ведущая роль отдается сценарию и игре актеров, в шоу-бизнесе — как правило, ситуационной креативности и импровизации.

Отмеченная специфика рассматриваемой сферы предопределяет особенности роли продюсера. Как и в случае с кино и телевидением, шоу-бизнес — и это понятно из названия — является коммерчески ориентированной отраслью. Если речь не идет о том, чтобы заработать за счет того или иного проекта — это уже не шоу-бизнес.

Задача продюсера, таким образом, заключается в формировании механизма монетизации создаваемого продукта массовой культуры. В этом смысле она та же, что и в ситуации с коммерческим фильмом или телепередачей — когда речь идет о том, чтобы окупить вложения в их создание. Но методы решения рассматриваемой задачи в данном случае могут быть совершенно иными.

В кино- и телеиндустрии механизмов монетизации считанное количество — кассовые сборы, лицензионные отчисления, реклама. В ситуации с шоу-бизнесом структура схем коммерциализации проектов, как правило, несопоставимо сложнее.

Так, есть передачи, за участие в которых человеку нужно заплатить организаторам (или, например, телеканалу), несмотря на то, что именно он может быть главным героем сюжета. В случае с привлечением актеров для съемок в кино — все ровно наоборот. Предполагается, однако, что герой телепередачи, проплативший в ней свое участие, сможет впоследствии заработать на этом и окупить свои вложения. Например, если это автор юмористических монологов — посредством платного участия в передачах он поддерживает свои рейтинги, известность. В свою очередь, благодаря своей узнаваемости он считается звездой и может давать сольные концерты, вести дорогостоящие корпоративы.

Забавно, что и у той и у другой стороны (организатора телепередачи и участника съемки), как правило, имеется свой продюсер. Каждый из них, таким образом, решает одну и ту же задачу — обеспечение окупаемости проекта, но методы при этом используются разные. В первом случае продюсер заинтересован в том, чтобы его шоу было как можно более рейтинговым и интригующим — чтобы зарабатывать на нем как традиционными методами (рекламой, лицензионными отчислениями), так и посредством обоснованного взимания платы с участников. Во втором случае продюсер ставит перед собой задачу в поддержании рейтингов своего партнера — с целью последующего зарабатывания за счет его узнаваемости, умений и талантов.

Рассмотренный пример — одна из очень многих возможных схем монетизации сферы шоу-бизнеса. Соответственно, роли, выполняемые продюсерами в соответствующей индустрии, могут быть самыми разными. При сохранении, разумеется, общего признака их деятельности в виде решения задачи по обеспечению окупаемости проекта.

к содержанию ↑

Что делает музыкальный продюсер?

Индустрия музыки тоже тесно взаимосвязана как с кино и телевидением, так и с шоу-бизнесом. Она имеет признаки, сближающие ее как с первой, так и со второй сферой. Подобно фильмам и телепередачам, в музыкальной индустрии создается целостный, имеющий концепцию продукт — песня, клип, сборник. В свою очередь, певцы и музыканты могут быть также непосредственными участниками различных шоу — как люди, генерирующие тот самый элемент креативности, который желают наблюдать зрители.

Таким образом, то, что делает музыкальный продюсер, способно быть одновременно схожим с активностями человека на соответствующей должности как в кино- и телеиндустрии, так и в шоу-бизнесе. Вместе с тем для работы людей, занятых в рассматриваемой сфере, характерен ряд отличительных признаков.

Основной продукт в музыкальной индустрии — это песня, и ее создание требует большого таланта и исключительной креативности. В случае с кино и телевидением оригинальность концепции вполне может быть достигнута технологическими методами (манипуляцией со сценарием, добавлением различных спецэффектов), и к тому же эта работа зачастую осуществляется сразу несколькими людьми. Продюсер способен непосредственным образом вмешиваться в нее, если в этом будет коммерческая целесообразность.

Написание музыки — процесс, который крайне сложно подобным образом поставить на технологический поток. Продюсер не может сказать композитору: «Поменяй эти и те ноты местами, увеличь темп, скорректируй аккорды». Это нарушит креативный порыв автора песни, и музыкальный продукт способен не получиться совсем.

Однако продюсер, работающий в музыкальной индустрии, всегда может выбирать — какая из композиций, сочиненных тем или иным автором, наилучшим образом адаптирована к перспективам дальнейшей коммерциализации. Таким образом, главная задача человека на этой должности — искать и подбирать таланты, способные генерировать творческий продукт, который не просто становится результатом креативного порыва автора, но также и имеет перспективы превращения в ресурс для заработка.

Музыкальный продюсер обязан обладать необходимыми навыками для решения соответствующей задачи — слухом, голосом, возможно, умением играть на каких-либо инструментах. Иначе оценить перспективы восприятия целевой аудиторией песни, которую сочинил автор, не получится. Продюсер должен уметь чувствовать музыку, иметь понимание того, какие ощущения она способна вызывать у других людей.

В свою очередь, в кино- и телеиндустрии вовсе не обязательно, что человек на соответствующей должности будет подобным образом оценивать качество игры актеров. Скорее всего, он отдаст соответствующую функцию режиссеру — и тот, исходя из вводных данных, определенных, как вариант, продюсером, подберет нужный актерский состав.

Таким образом, роль продюсера, содержание его активностей и функции могут значительно разниться в зависимости от конкретной индустрии массовой культуры. Объединяет людей, работающих на рассматриваемой должности, задача — сделать проект коммерчески успешным, если речь не идет о внешнем финансировании (как вариант, за счет госбюджета). Но методы ее решения будут определяться уже спецификой конкретной сферы деятельности продюсера.