Затворы и задвижки в различных конструкциях выполняют схожую функцию. Но различаются они между собой заметно. В чем специфика соответствующих механизмов?
Что представляет собой затвор?
Прежде всего, стоит отметить, что затворы и задвижки можно рассматривать в разных контекстах. В основном они сопоставляются как элементы, выполняющие определенные функции в конструкции трубопроводов.

Затвор — чаще всего запорное устройство. Но в некоторых случаях он используется и для регулирования интенсивности потока жидкости или газа в трубопроводе.
Затвор имеет довольно простую конструкцию: в нем есть блокирующий клапан в форме диска, который можно посредством рычага поворачивать вокруг оси. В положении «закрыт» данный диск перпендикулярен потоку воды. В положении «открыт» — параллелен ему.
Конструкция затвора может предусматривать также размещение регулирующего клапана и в промежуточных положениях — так, чтобы движение потока в трубопроводе осуществлялось с желаемой интенсивностью.
Как правило, герметичность блокировки потока с использованием затворов — если говорить о положении «закрыто» клапана — относительно невысока. Поэтому соответствующее устройство чаще всего задействуется в крупных трубопроводах. В них обычно нет высоких требований к герметичности запорной арматуры, поскольку давление в потоке, как правило, в таких типах инфраструктуры относительно небольшое. К подобным трубопроводам относятся те, что входят в состав вентиляционных, тепловых, газовых магистралей.
Основные достоинства затворов:
- несложная конструкция;
- простота монтажа и поддержания функциональности;
- небольшой вес, длина;
- оперативность установки регулирующего диска в крайние положения — «открыто» и «закрыто».
В числе недостатков соответствующих устройств:
- невысокая герметичность;
- необходимость задействования во многих случаях больших энергозатрат для смены позиции диска с «открыт» на «закрыт» и наоборот;
- важность инсталляции в ряде случаев редуктора по причине возможности появления крутящих моментов в процессе работы дисков.
Что представляет собой задвижка?
Задвижка — это, как и затвор, запорное устройство, используемое в конструкции трубопроводов. В большей степени, чем затвор, оно приспособлено к регулированию интенсивности потока жидкости или газа в магистрали. Конструкция задвижки также не отличается особой сложностью: в ней, как и в затворе, есть блокирующий клапан, однако не поворотный, а передвигающийся поперек трубопровода вправо-влево или вверх-вниз.

Условно говоря, в крайнем левом или верхнем положении задвижка может обеспечивать свободный поток жидкости или газа по магистрали. В крайнем правом или нижнем соответственно — полностью блокировать движение вещества. В срединном положении задвижка, таким образом, снижает интенсивность потока примерно на 50 %. При ее движении левее или вверх (если следовать нашему примеру) данный процент увеличивается. При перемещении задвижки правее или вниз — наоборот, уменьшается.
Следовательно, рассматриваемое запорное устройство позволяет очень плавно регулировать интенсивность потока жидкости или газа в трубопроводе, и в этом заключается его главное преимущество. Задвижка к тому же характеризуется высокой герметичностью. Поэтому ее можно инсталлировать на трубопроводах с небольшим диаметром и значительным давлением потока. Например, на водопроводных трубах, нефтепроводах.
Но есть у задвижек и недостатки:
- во многих случаях сложный ремонт и обслуживание;
- относительно невысокая оперативность доведения клапана до позиции полного открытия или закрытия;
- размещение зачастую на большой строительной высоте — в силу специфики конструкции.
Сравнение
Главное отличие затвора от задвижки заключается в том, что в первом запорном элементе клапан представлен диском, который вращается вокруг своей оси. Во втором — перемещается вверх-вниз или вправо-влево перпендикулярно потоку. Разница между рассматриваемыми устройствами также заметна с точки зрения:
- их герметичности;
- приспособленности к работе под высоким давлением потока;
- оперативности выставления блокирующих клапанов в положение «открыто» или «закрыто» на устройствах.
Как следствие — могут наблюдаться отличия между рассматриваемыми запорными приспособлениями и с точки зрения сферы их применения.
Более наглядно изучить то, в чем разница между затвором и задвижкой заключается с точки зрения указанных параметров, нам поможет небольшая таблица.
к содержанию ↑Таблица
Затвор | Задвижка |
Что общего между ними? | |
Затвор и задвижка используются в качестве приспособлений для регулирования интенсивности или блокировки потока жидкостей и газов в трубопроводах | |
В чем разница между ними? | |
Основной блокирующий элемент в затворе — клапан в форме диска, вращающийся вокруг своей оси | Основной блокирующий элемент в задвижке — клапан, движущийся параллельно потоку в трубопроводе вверх-вниз или вправо-влево |
Обеспечивает менее герметичную блокировку потока | Обеспечивает более герметичную блокировку потока |
В меньшей степени приспособлен для установки на трубопроводы с высоким давлением | В большей степени приспособлена для установки на трубопроводы с высоким давлением |
Позволяет более оперативно полностью открыть или закрыть поток | Требует больше времени на полное открытие или закрытие потока |
Применяется в основном в газопроводах, тепловых, вентиляционных магистралях | Применяется в водопроводных магистралях, нефтепроводах |