Разница между сказочной и фантастической повестью

Повесть как жанр имеет свои разновидности. Их отличия – в тематике, композиционных особенностях произведений и выборе художественных средств изображения. Историческую повесть не спутаешь с социально-бытовой, психологическую легко отличить от детективной. Гораздо сложнее найти разницу между фантастической и сказочной повестью.

Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения. Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или  магические знания. Сюжет сказочной повести имеет несколько планов и является более сложным по сравнению с линейным сюжетом литературной сказки. Примером могут служить известные произведения Памелы Треверс «Мэри Поппинс», Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Кира Булычева «Приключения Алисы».

Выбор персонажей для сказочной повести неограничен. Люди, животные, растения, вымышленные существа и сущности составляют пестрый образный строй, в котором роли распределяются исключительно по воле автора. Стереотип сохраняется только в одном: четком делении героев на положительных и отрицательных.

Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.

В сюжете фантастической повести часто используются парадоксальные гипотезы и версии, представляющие сверхъестественное как  реальность. Отсюда многоплановость сюжетных линий, смещение времени, перенос действия в пространство, открывающееся за пределами земных измерений. Содержание фантастической повести является не просто увлекательным повествованием о неизведанном, а попыткой определить место человека в мире, о котором он знает еще меньше, чем о себе самом. Подтверждение этой мысли можно найти в повестях Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров», «Волны гасят ветер».

В фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» присутствует мотив русских сказок и очевидна аналогия межу сказочными персонажами и героями произведения. Это свидетельствует об общей основе жанров – литературном творчестве, в котором жизненная реальность трансформируется в художественную, принимая необычную форму.

«Понедельник начинается в субботу»

Выводы TheDifference.ru

  1. Сказочная повесть, как и литературная сказка, — вымышленная развлекательно- познавательная или поучительная история.
    Фантастическая повесть описывает вымышленное, но условно возможное событие или явление, побуждающее задуматься о важных проблемах отношений человека и окружающего мира.
  2. Сюжет сказочной повести строится как ряд приключений героев, а в фантастической повести сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность.
  3. Жанру сказочной повести присущи темы борьбы добра и зла, поиска утраченного. Тематика фантастических повестей затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы современности.
  4. Персонажами сказочной повести могут быть люди, животные и любые существа, созданные в воображении автора. В фантастической повести главным героем остается человек со сложным внутренним миром.