Разница между лирикой Пушкина и Лермонтова

В русской литературе XIX века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем  пушкинской гениальности.

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова — тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Интимная лирика Пушкина полна  личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» — стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» — стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»

Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

Выводы TheDifference.ru

  1. Лирической поэзии А.С. Пушкина свойственно разнообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой является неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
  2. Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
  3. Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.