Разница между государством и партиями

В большинстве современных стран есть политические партии. Но означает ли это, что они могут заменить собой государство?

Содержание статьи

Что такое государство?

Государство — это система управления обществом и экономикой, независимая от внешней политической воли, то есть суверенная, и функционирующая в рамках определенной территории на основе специализированных институтов — правовых, социальных, экономических.

Государство может быть представлено в разных формах. Самыми устоявшимися принято считать монархическую и республиканскую. Первая государственная форма предполагает неограниченную, единоличную власть правителя страны. В республиках непосредственное участие в политике принимает население — осуществляя необходимые политические решения самостоятельно или же доверяя их выработку своим представителям, избираемым на различных выборах.

В каждом государстве существует большое количество групп и социальных классов, которые бы приветствовали наличие во власти людей, способных отстаивать их позиции. В республиканской форме правления, а также в конституционных монархиях таковыми бывают как отдельные личности, так и специализированные общественные организации — партии. Избиратель может выбирать тех и других, но наибольший объем полномочий и возможностей влиять на политические решения, как правило, имеют как раз таки партии. С чем это связано — изучим далее.

к содержанию ↑

Что такое политическая партия?

Итак, политическая партия — это организация, призванная выражать интересы определенной группы людей или социального класса на уровне государственной власти. Чаще всего — в парламенте. В российской модели государственного устройства партии представляют интересы граждан в нижней палате законодательной ветви власти — в Госдуме. В США, к примеру, народ принимает участие в формировании обеих палат национального парламента. В Германии высший законодательный орган — однопалатный. Но во всех этих государствах избиратели, изучая кандидатов, ориентируются, как правило, на их партийную принадлежность.

Выше мы отметили, что голосование за партию зачастую бывает более предпочтительным для человека, чем голосование за отдельного кандидата с близкими взглядами. С чем это может быть связано?

Прежде всего, с тем, что от одной партии во власть избирается, как правило, несколько человек — в соответствии с избирательными списками. На практике это иногда несколько сотен кандидатов. Теоретически они способны занять преобладающее количество мест в парламенте, в результате чего та социальная группа, которая их поддерживает, получает абсолютное преимущество в представительстве своих интересов во власти. Но если даже кандидатам удается занять хотя бы часть депутатских мест — они вполне могут оказывать реальное влияние на принятие ключевых решений по управлению страной. В свою очередь, «политический вес» беспартийных кандидатов будет в большинстве случаев меньшим, так как каждый из них способен занимать только одно парламентское место.

Во многих странах партийная принадлежность человека, стремящегося во власть, — один из ключевых критериев его успеха на выборах. Выше мы отметили, что избиратели в Германии и США практически всегда обращают на нее внимание. В США весьма невелики шансы стать президентом у гражданина, который не принадлежит к республиканской или демократической партии. В СССР человек, претендующий на сколько-нибудь значимую должность в системе власти, должен был вступить в КПСС.

Таким образом, значение партий в государственном управлении может быть исключительно высоким. Поэтому в сознании многих граждан они невольно отождествляются с сущностью государства. Но насколько это правомерно?

к содержанию ↑

Сравнение

Действительно, в тех политических системах, где партийная принадлежность — главный фактор продвижения человека во власть, роль соответствующих общественных организаций можно назвать определяющей с точки зрения выстраивания системы государственного управления. Но даже там партия — это всего лишь отдельно взятый политический институт. Он существует наряду с большим количеством других демократических механизмов — таких как референдум, мажоритарное представительство (тот самый механизм, посредством которого во власть избираются беспартийные кандидаты).

В традиционных монархических системах партии в принципе могут быть не учреждены как политический институт. Таким образом, нельзя говорить о том, что их наличие в структуре власти — обязательное условие функционирования государства. Партии — относительно новое явление, если рассуждать об истории государственного строительства в развитых странах. По крайней мере если упоминать об их современной функции — представительстве интересов отдельных групп граждан в парламенте.

Политическая партия может существовать и вне контекста государственной власти. То есть являясь номинальным политическим игроком, который ведет главным образом общественную деятельность. Партия вне государственной власти — это та, что не избирается народом в парламент в силу непопулярности, либо та, что не соответствует требованиям для участия в выборах, которые определены законом. Например, в силу недостаточной численности, слабого представительства в регионах либо по причине нарушений в процедуре регистрации кандидатов по спискам на выборах.

Таким образом, главное отличие государства от партий в том, что оно является совокупностью нескольких политических институтов, в то время как партия — это только один из них (посредством которого осуществляется представительство отдельных социальных групп во власти). В современных странах роль партий исключительно высока. Но в отдельные исторические периоды они могли быть в принципе не предусмотрены системой государственного управления.

Определив, в чем разница между государством и партиями, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

к содержанию ↑

Таблица

ГосударствоПолитические партии
Что общего между ними?
Во многих современных государствах партия — ключевой политический институт, принадлежность к ней — главный фактор успеха на выборах
В чем разница между ними?
Является совокупностью нескольких политических институтовЯвляется отдельно взятым политическим институтом
Может быть представлено разными формами правления (монархиями, республиками) и быть эффективнымСпособны выполнять практически значимую функцию только в республиках, а также в конституционных монархиях
Даже республика может существовать без партий при формировании органов власти по мажоритарному принципу либо при прямом участии народа в государственном управлении посредством референдумаЕсть партии, которые на практике не играют никакой роли в государственной системе, так как не избираются гражданами в силу непопулярности либо не соответствуют требованиям для регистрации на выборах
В современных республиках сформировано тремя ветвями власти — законодательной, представительной и судебной, формирующими единую систему государственного управленияЧаще всего роль партии наиболее заметна только на уровне законодательной власти, ограничена — в контексте работы представительных структур, практически не прослеживается — в судебной ветви власти