Разница между аниме и мультиком

Каждый любитель японской анимации сталкивался с желанием окружающих понять,

  • почему «там все азиаты с большими глазами и длинными ногами»,
  • как вообще достаточно взрослый человек может смотреть «детскую ерунду»,
  • чем отличается аниме от мультика.

Можете проверить свои ответы:

  • Потому что это красиво!
  • И совсем не для детей!
  • ЭТО ВООБЩЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ!

Содержание статьи

Определение

Большие глаза и нереальные пропорции тела действительно почти в любом аниме присутствуют, но ничего особенно удивительного в этом нет. Мы же не возмущаемся, что в кино нам показывают красивых мужчин и женщин всех возрастов и положений, а в метро и магазинах нас окружают люди обычные, с далеко не идеальной внешностью? Японцы тоже используют эстетически приятные образы, только и всего. Что касается аудитории, то возрастной состав ее зависит от жанра: есть аниме детское (кстати, весьма небольшое количество), есть подростковое, есть для юношества и студентов, есть и для взрослых (и не всегда это пресловутый хентай). Чтобы увидеть, в чем разница между аниме и мультиком, надо для начала определиться с терминологией.

Кадр из мультфильма

Мультипликация – привычное для носителей русского языка название анимации, отсюда и вид видеопродукции – мультфильм. Изначально этот термин описывал технологию покадровой отрисовки на пленке, а сейчас у нас так называют любой анимационный фильм.

Кадр из аниме

Аниме – рисованные анимационные фильмы, созданные японцами для японцев (впоследствии могут быть адаптированными для аудитории других стран). Соответственно, с технической точки зрения это точно такие же мультфильмы, что и «Ежик в тумане», «Ну, погоди!» или «Корпорация монстров». В отдельную категорию их выделяют из-за ряда ярких особенностей, в которых мы и постараемся разобраться.

к содержанию ↑

Сравнение

Если составить список любимых мультфильмов, легко заметить, что все они различаются по способу создания кадра. Все прекрасно видят различия:

  • рисованная анимация

  • компьютерная анимация

  • кукольная анимация

  • пластилиновая анимация

  • flash-анимация

И все это – обычные, привычные и любимые нами мультики.

А вот аниме – исключительно рисованная анимация, и никакого разнообразия в типах не предполагает. Кроме того, абсолютное большинство японских шедевров, за исключением редких коммерческих сериалов, основаны на мангах, которые прошли испытание на популярность, либо на играх. Сюжеты мультфильмов чаще всего не требуют заранее подготовленной аудитории.

Аудитория мультипликационных фильмов – преимущественно дети, даже если сценарий включает в себя злободневный или сатирический подтекст. Соответственно, и сюжеты, и характеры персонажей, и диалоги ориентированы прежде всего на человека с небольшим жизненным опытом и не слишком значительным багажом знаний. Жизненные реалии малышей не привлекают, поэтому мир мультиков – мир вымышленный и в некотором роде идеальный. Конечно, выпускаются мультфильмы и для взрослых, и даже с ограничением «18+», но это капля в море европейского анимационного видео.

В аниме для детей предназначены лишь творения жанра кодомо, которые могут быть практически неотличимы от европейской или американской мультипликации (вспомним про Пчелку Майю). Все остальное – для подростков и взрослых, причем условное деление на жанры подразумевает и разную целевую аудиторию. Естественно, темы и проблемы здесь поднимаются совсем иные, нежели в мультфильмах. Так, в аниме может быть множество сюжетных линий, а на первый план выдвигается не действие, а внутренние монологи, психология и межличностные отношения. Западные творения предлагают предельно упрощенную схему per aspera ad astra («через тернии к звездам») либо вселенскую борьбу добра и зла.

Персонажи аниме
Персонажи мультфильмов

Антропоморфные животные в аниме – большая редкость, там главные действующие лица – люди и человекоподобные существа (роботы, феи, инопланетяне). Звери, даже наделенные разумом, остаются зверями, оборотни – людьми (пусть даже с волчьим хвостом или беличьими ушами). Кот в брюках и в тапочках, заяц в шортах и футболке, монстры на занятиях в университете встречаются только в мультфильмах. Иногда возникает такой парадокс:

В аниме много мистики, фантастики и фэнтези, однако то, что относится к реальной жизни, весьма достоверно и детально прорисовано. В том числе и негативные явления, за что японцев нещадно ругают: сцены насилия, проявления жестокости, черный юмор и сексуальные отношения в изобилии присутствуют в фильмах некоторых жанров, а иные именно из всего перечисленного и состоят. Другое дело, что внутри страны действует жесткая цензура, и по ТВ этого не увидишь, да и возраст аудитории вполне позволяет подобным интересоваться. Адаптированные для западного зрителя версии обычно не включают того, что может непривычных европейцев шокировать.

Несмотря на то что аниме – все же мультипликация, сценарии и режиссура в нем очень приближены к киноиндустрии. Уделяется огромное внимание деталям, фону, символике, используются даже голливудские клише. Очень популярен формат сериала, и большинство аниме в таком виде и выпускаются в телеэфир или в продажу на DVD.

Если искать отличие аниме от мультика в технике рисования, можно отметить некоторые особенности. Так, фигуры персонажей обычно очень пропорциональны и натуралистичны. Несмотря на слишком длинные ноги и огромные глаза, в большинстве случаев люди в аниме созданы с соблюдением законов анатомии. И двигаются они, к слову, так же, даже если стиль подразумевает порывистость. Прически с практически обязательными прядями различной длины, цвет может быть самый разный. Волосы могут не подчиняться законам физики и почти всегда находятся в движении, соответствующем положению тела, эмоциональному состоянию героя или ситуации. В мультфильмах изображение абстрактное, и мы скорее догадываемся о реакции персонажа по словам, звукам и действиям, чем видим ее.

Отдельно стоит упомянуть о символике в аниме. Цвет волос, форма прически, оттенок и размер глаз могут много рассказать о персонаже: как минимум раскрыть возраст, роль в событиях, основные личные характеристики, статус. И глаза, и волосы у японских художников отлично передают эмоции – и это практически единственный способ превратить рисованного героя в актера.

В аниме все персонажи похожи друг на друга, как в общем-то похожи реальные люди – различия лишь в тонкостях и деталях черт. В мультфильме же герои бывают абсолютно любыми, их внешность нередко даже приблизительно не напоминает человеческую. Изображать эмоции они могут лишь схематично, и реакцию зрителя вызывает преимущественно действие.

к содержанию ↑

Таблица

АнимеМультик
Японская рисованная анимацияЛюбая анимация (рисованная, компьютерная, кукольная, flash и т. д.)
Большинство аниме выпускаются на основе манги или игрУ большинства мультфильмов собственные оригинальные сценарии (или адаптированная классика)
Аудитория – преимущественно подростки и взрослыеАудитория преимущественно детская
Среди персонажей почти не бывает антропоморфных животныхВ большинстве мультфильмов главные действующие лица – антропоморфные животные
Реалистичные детали даже в фантастических сюжетах, натуралистичные изображенияИдеальные миры и абстрактная техника изображения
Сценарии и режиссура максимально приближены к кино