Самый проходимый внедорожник

Не верьте рекламе, глянцевым журналам и менеджерам в автосалонах, когда они, тыкая пальчиком в какое-то блестящее и сверкающее хромированными деталями изделие, объявляют вам, что это самый проходимый внедорожник. Все публикуемые рейтинги и топы – заказные, и задача у них одна – увеличить продажи тех или иных автомобилей. Поэтому искать самый лучший вездеход – занятие бесперспективное, а вот попытаться понять, каким он должен быть, – совсем даже наоборот.

Содержание статьи

Классическое представление о внедорожнике

Не касаясь терминологии, под внедорожником, как принято на бытовом уровне, будем понимать автомобиль, способный преодолевать участки пути, на которых отсутствует твердое покрытие. На основании многолетнего опыта эксплуатации автомобилей в таких условиях и с учетом практики применения армейских автомобилей у «джиперов» сложились требования, предъявляемые к настоящему вездеходу. К ним в первую очередь стоит отнести:

  • рамную конструкцию;
  • полный привод;
  • большой клиренс;
  • блокировки дифференциала – межосевую и (желательно) колес на одной оси.

Этим, конечно, не исчерпываются все предъявляемые требования, но именно такими были первые вездеходы, и время полностью подтвердило правильность подобного подхода в отношении автомобилей повышенной проходимости.

Вклад каждого из перечисленных элементов в конструкцию данных автомобилей просто неоспорим, но, наверное, для полной ясности следует сделать небольшие пояснения.

  1. Использование рамы повышает надежность. При движении по пересеченной местности кузов подвергается значительным нагрузкам по всем направлениям, вплоть до того что может наступить его деформация. Рама позволяет автомобилю переносить такие нагрузки без последствий. Правда, в последнее время все чаще от нее отказываются в пользу несущего кузова, в лучшем случае с подрамником.
  2. Полный привод обеспечивает передачу с двигателя крутящего момента на все колеса, что значительно повышает проходимость машины. Существуют разные его варианты, но для автомобилей, передвигающихся по бездорожью, лучшим выбором будет постоянный полный или подключаемый привод.
  3. Значительный клиренс позволяет преодолевать препятствия, не касаясь их элементами конструкции автомобиля (днищем, осями и т.д.).
  4. Блокировки обеспечивают возможность крутящему моменту дойти на все колеса независимо от сложившихся условий движения, например при пробуксовке или вывешивании какого-то колеса, что позволяет автомобилю преодолевать любое препятствие.

Вот примерно таким минимальным требованиям должен соответствовать самый проходимый внедорожник, в мире подобных машин создано и выпускается много, и мы еще коснемся этого вопроса.

к содержанию ↑

Что еще необходимо знать, выбирая внедорожник

К числу факторов, непосредственным образом влияющих на проходимость автомобиля, безусловно, следует отнести:

  1. Развиваемый двигателем момент.
    При бездорожье он имеет решающее значение. Во время движения по грязи с малой скоростью на колеса должно поступать значительное по величине усилие. Поэтому преимуществом в таких условиях будет обладать двигатель, способный развивать большой момент на 2000 оборотах, а не на 5000. Подобные требования обеспечивают приоритет дизелю, хотя и бензиновые ДВС вполне успешно справляются с аналогичными задачами.
  2. Короткие свесы.
    Благодаря им автомобиль может преодолевать препятствия, избегая при этом контактов с неровностями дороги. Чем свесы короче, тем более крутые подъемы и спуски способна покорять машина.
  3. Короткая база.

    Этим термином характеризуется расстояние между осями. Достоинством длинной базы является повышенная устойчивость при движении с высокой скоростью и предсказуемость в поворотах. Короткобазовые автомобили лучше входят в крутые повороты, у них выше маневренность и проходимость. Последнее утверждение поясняет рисунок ниже.

    Чем больше база, тем выше вероятность посадить автомобиль на «пузо» в ситуации, когда передние или задние колеса попадают в яму или на спуск.
  4. Зависимая подвеска.
    Свое название она получила из-за присущей ей особенности, когда одно колесо влияет на положение другого.

    Достоинствами зависимой подвески можно назвать ее прочность, простоту эксплуатации и лучший контакт с грунтом при движении по бездорожью. К недостаткам стоит отнести худшую управляемость на высокой скорости, невозможность обеспечения комфорта в салоне.

Это только часть требований, которые предъявляются к настоящему «проходимцу».

к содержанию ↑

Так что же такое внедорожник?

Приведенные выше требования достаточно однозначно описывают, каким должен быть вездеход. Но в то же время они затрагивают конструкцию и поведение автомобиля в условиях бездорожья, тогда как при движении на твердом покрытии и в городе требования будут уже другими. Вот и получается, что машина, прекрасно чувствующая себя на раскисших проселках, гораздо хуже ведет себя на асфальте.

Из этого следует, что автомобиль, тем более вездеход, – это сплошной компромисс, попытка совместить возможность уверенного движения в городе и на трассе с ездой по глине, воде, ямам и колдобинам. Поэтому говорить, что автомобиль фирмы А – самый проходимый, серийный внедорожник компании В – лучше всех, а джип корпорации С вообще идеально приспособлен для любых условий движения, будет, наверное, ошибочно.

Если же рассматривать только возможность преодоления распутицы, то и здесь не все так просто. Очень многое при равных условиях зависит от используемой резины, дороги и мастерства водителя. Как пример – видео:

и

И самый «навороченный» современный автомобиль, оснащенный всеми возможными устройствами для преодоления бездорожья, порой пасует перед старой испытанной техникой, например, как показано здесь:

Однако надо учесть, что энтузиасты для повышения проходимости подвергают свои автомобили значительным доработкам, что существенно изменяет их характеристики. Такие доработанные машины порой творят настоящие чудеса, недоступные обычным авто, независимо от их марки и модели, например, как на видео:

И поэтому задача по определению лучшего «проходимца» становится практически неразрешимой. В таких ситуациях, как говорится, решение может быть принято по конкретной ситуации, т.е. только здесь и сейчас. Если ваша машина смогла преодолеть разбитую и залитую водой дорогу, то это и есть тот самый лучший вездеход, какой бы марки он ни был.

Заниматься определением самого проходимого внедорожника – дело совершенно безнадежное. Меняется дорога, меняются условия ее прохождения, отличается мастерство водителя и знание им особенностей машины. Все это создает такой большой разброс условий для сравнения возможностей автомобиля, что оно просто не имеет смысла. Стоит следовать простому правилу: если вы преодолели препятствие, то ваш внедорожник – самый проходимый.