Самый большой вертолет в мире

СССР был огромным государством. Наверное, поэтому многие задачи, ставившиеся и решавшиеся в этой стране, до сих пор поражают воображение. И самое удивительное, что люди, выполнявшие такие задачи, не считали это чем-то выдающимся или неосуществимым.

Содержание статьи

Нет ничего невозможного

Самый большой вертолет в мире

Поэтому, когда в 1959 году конструкторскому бюро М.Л Миля. было предложено создать военно-транспортный вертолет, способный нести на борту различную боевую технику общим весом до 25 тонн, никто из конструкторов не схватился за голову и не сказал: «Это немыслимо, это невозможно”. Нет, они просто начали работать над новым проектом и к 1967 году выполнили поставленную задачу, подняв в небо самый большой вертолет в мире.

самый большой в мире вертолет

Причем, как часто бывало в той великой стране, не просто выполнили, но и изрядно перевыполнили поставленную задачу. Была создана машина, до сих пор поражающая воображение. Вот ее характеристики:

Общие:

  • транспортный тип;
  • собрано 2 экспериментальных машины;
  • конструкция ОКБ М. Л. Миля;
  • 6 чел. шт. экипаж;
  • 196 посадочных мест.

Габариты:

  • диаметр несущего винта d = 2 x 35,00 м;
  • длина фюзеляжа l = 37,00 м;
  • полная высота h = 12,50 м.

Весовые параметры:

  • пустой m = 69 100 кг;
  • нормальная m = 97 000 кг;
  • максимальная m = 105 000 кг.

Двигатель:

  • 4 двигателя Д-25ВФ;
  • мощность одного Д-25ВФ = 6497 л. с.

Ходовые качества:

  • крейсерская скорость v = 240 км/ч;
  • максимальная v = 260 км/ч;
  • дальность полета s = 1000 км;
  • практический потолок полета 3500 м.

к содержанию ↑

Я снимаю шляпу…

Уже в далеком 1971 году, во французском Ле-Бурже, на международной авиавыставке вертолет В-12 (негласно МИ-12) стал гвоздем программы и покорил сердца не только рядовых посетителей, но и мировых специалистов вертолетостроения. Знаменитый Сикорский, гений в вертолетной области, создатель многих удивительных винтокрылых машин, сказал (в вольном переводе): «Я снимаю шляпу перед этим творением русских инженеров». А вот восторженные отзывы западной прессы, работавшей на выставке:

  • «…Русский вертолет-исполин встряхнул вертолетный мир и заставил многие признанные вертолетные компании задуматься – где можно использовать такую гигантскую машину и каков будет экономический эффект».
  • «…Специалистов из “Сикорский и К⁰” потряс вес В-12. В США для разработки такого вертолета потребовалось бы минимум 200 млн долларов, что совершенно нереально».
  • «…Вид В-12, почти бесшумно парящего над салоном Ле-Бурже,… вызывает ощущение, что все разработки последних 20 лет шли не в том направлении».

За свою небольшую историю существования В-12 установил ряд мировых рекордов и даже попал в Книгу Гиннесса. Он взлетел с грузом в 40 200 кг (высота 2250 м), и этот рекорд до наших дней остается недостижимым для вертолетной техники.

к содержанию ↑

Есть только миг…

Однако самый большой в мире вертолет так и не пошел в серию. Вторая пробная машина была готова в 1972 году и в 1973-м успешно прошла 1-й этап госиспытаний. Но на этом все и закончилось. До второго этапа дело не дошло. В 1974 г. заказчик отказался от продолжения работ и закрыл проект.

Дело в том, что В-12 разрабатывался под конкретные задачи, а именно – под перевозку некоторых моделей ракетных систем. Пока шли испытания вертолета, эти системы сочли неудачными, и они были сняты с производства. Других подобных боевых комплексов на горизонте не просматривалось, и поэтому дальнейшее развитие проекта было признано нецелесообразным. Тем более что на подходе был еще один проект из КБ Миля – модель МИ-26, вертолета третьего поколения, немного уступавшего по размерам своему старшему брату.

После ухода со сцены В-12 новый МИ-26 пошел в серию и прочно занял верхнюю строку в рейтинге самых больших вертолетов на планете. Эта машина превосходила предшественника по многим характеристикам и стала основным большегрузным транспортником вертолетного парка СССР, а затем и России.

К сожалению, теперь только на фото или видео можно лицезреть этих гигантов в воздухе. Да, обе машины живы, но стоят на вечном приколе. Один В-12 расположился на вертолетном заводе им. Миля в Москве, другого принял под свое крыло ЦМ ВВС в г. п. Монино.

Вертолет В-12 прожил короткую, но яркую жизнь. В ролике из сериала «Тайны русского оружия» (https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=zmmkSTTML1I) очень интересно рассказывается не только о знаменитом гиганте, но и об интригах и подковерных играх, сопровождавших его рождение и скоротечную судьбу. Он успел взлететь на вершины мирового вертолетостроения и стать достойным памятником-исполином великой стране, ушедшей в прошлое.