Самый большой автомобиль в мире

Самыми большими автомобилями в мире являются карьерные самосвалы. Они не предназначены для передвижения по дорогам и могут эксплуатироваться только в ограниченных зонах: непосредственно на карьерах для вывоза породы на отвал или добываемого минерала (угля, камня и так далее) – к месту складирования или сортировки. Но и среди эксплуатирующихся сегодня карьерных самосвалов не менее 95 процентов составляют модели грузоподъемностью не более 40 тонн, а на долю гигантов остается совсем небольшая часть рынка. Строительством таких самосвалов в мире занимается около 20 компаний, и одной из ведущих является ОАО «БелАЗ», где и построен самый большой автомобиль в мире. Топ-10 крупнейших самосвалов выглядит так:

 

 

Производитель Модель Грузоподъемность Мощность Скорость Год выпуска
БелАЗ 75710 450 4600 л.с. 64 км/ч 2013
Caterpillar 797 F 363 4000 л.с. 67 км/ч 2009
Unit Rig (Terex) MT 6300 AC 363 3750 л.с. 64 км/ч 2008
Liebherr Т 282 С 363 3755/4023 л.с. 64 км/ч 2010
Liebherr Т 282 В 363 3650 л.с. 64 км/ч 2004
БелАЗ 75601 360 2800/3807 л.с. 64 км/ч 2010
Caterpillar 797 В 345 3550 л.с. 67 км/ч 1998
Komatsu 960 Е 327 3500 л.с. 65 км/ч 2008
Unit Rig (Terex) МТ 550 326 2700 л.с. 64 км/ч 2006
БелАЗ 75600 320 2610/3549 л.с. 64 км/ч 2006

Содержание статьи

Белорусский гигант

БелАЗ модели 75710 появился в конце 2013 года, отобрав первенство у карьерного самосвала Caterpillar 797F. Грузоподъемность БелАЗа составляет 450 тонн, это на 87 тонн больше, чем грузоподъемность ближайшего конкурента. Рекордная модель БелАЗа имеет внушительные габариты. При длине более 20 метров его ширина чуть меньше 10, а высота 8,17 метра – почти с трехэтажный дом! Два топливных бака вмещают 5600 литров дизельного топлива. Амортизаторы гидропневматической подвески имеют диаметр 17 сантиметров.

Рекордсмен предназначается для эксплуатации в глубоких карьерах в сложных горнотехнических условиях. Диапазон температур при этом может достигать значения от +50 до –50 градусов по Цельсию. БелАЗ 75710 способен преодолевать затяжные подъемы с уклоном до 12 процентов (то есть подъем на 12 метров каждые 100 метров горизонтальной протяженности дороги) и кратковременные подъемы с уклоном до 18 процентов. Геометрический объем кузова составляет 157,5 кубических метров, а объем «с шапкой» – до 269,5 куба. В начале 2014 года самосвал установил выдающееся достижение, провезя по испытательному полигону рекордный вес – 503,5 тонны.

На фото хорошо видны его габариты:

самый большой автомобиль в мире

Самосвал имеет 8 колес с шинами 59/80R63. Благодаря двум поворотным осям радиус его разворота составляет 19,8 метра – меньше длины автомобиля. По заявлению производителей, БелАЗ 75710 является первым карьерным самосвалом особо большой грузоподъемности. Он положил начало новому классу автомобилей, так как его создатели отошли от традиционной схемы производства карьерных самосвалов.

к содержанию ↑

Перспективы карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности

На первый взгляд, «гонка грузоподъемности» среди производителей карьерной техники не более чем протяженная во времени пиар-кампания. В самом деле – если на долю «супертяжеловозов» приходится лишь 5 процентов «поголовья» карьерных самосвалов, то кому принадлежит первенство, принципиального значения не имеет. Но не все так просто. Создать «самый-самый» самосвал – это значит не только оказаться первым в списке, но и продемонстрировать высокий технический потенциал предприятия. И высокий уровень производства.

Недаром первый БелАЗ 75710, только сойдя с конвейера, сразу же отбыл к месту эксплуатации – в Кемеровскую область на угольный разрез «Черниговский». Кстати, все карьерные самосвалы, даже небольшой грузоподъемности, из-за повышенной нагрузки на грунт доставляются к месту работы либо на специальных железнодорожных платформах, либо в разобранном виде. Самый большой в мире автомобиль, естественно, может перевозиться только по отдельным частям и агрегатам, а собирается он непосредственно на месте.

Грузоподъемность самосвалов увеличивать безгранично невозможно. Разве что задаться целью сделать исключительно рекордсмена без возможности его практического применения. При увеличении грузоподъемности возрастает нагрузка на грунт, поэтому придется увеличивать количество осей и колес, что неизбежно скажется на маневренности самосвала. А это затруднит его эксплуатацию в условиях карьера, а то и сделает совсем невозможной. Скорее всего, грузоподъемность карьерных самосвалов если в дальнейшем и будет увеличиваться, то ненамного; более перспективное направление совершенствования – снижение расхода топлива, увеличение маневренности и легкости управления.