Самая большая подводная лодка в мире

Размеры подводного судна напрямую зависят от габаритов двигателя и оружия, которое оно несет. В Первую и Вторую мировые войны дизельные субмарины были вооружены пушками и пулеметами для надводного боя, а для боя подводного – торпедами. Размеры этого оружия были относительно невелики, а технические возможности тогдашней промышленности – относительно скромными. Поэтому самые крупные подводные лодки того времени имели длину 80-90 метров. Наиболее внушительной была японская подлодка, которая имела длину 122 метра, – по тогдашним меркам, просто монстр.

С появлением атомных реакторов и межконтинентальных ракет размеры подводных лодок сильно выросли. Самая большая подводная лодка в мире была построена в нашей стране. Она имеет длину корпуса 172,8 м и ширину – 23,3 м. Аналогичные по классу подлодки типа «Огайо», стоящие на вооружении в армии США, имеют максимальную длину 170,7 м. При таких размерах разница в два метра несущественна, но именно она делает российские подводные лодки проекта 941 «Акула» (по Натовской классификации – SSBN «Typhoon») крупнейшими в мире.

Содержание статьи

Создание «Акулы»

Разработкой проекта занималось конструкторское бюро «Рубин», задание поступило в конце 1972 года. Подводные лодки проекта «Акула» получили классификацию ТК-208 (ТК – значит тяжелый крейсер).

Название проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта Конструкторское бюро «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалев
Классификация в НАТО SSBN «Typhoon»
Надводная скорость 12 узлов
Подводная скорость 25 узлов
Рабочая глубина погружения 400 метров
Максимальная глубина погружения 500 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек, в том числе 52 офицера

По проекту «Акула» в Советском Союзе создавался принципиально новый тип подводных судов. Огромные размеры субмарины были обусловлены размещением на ней двадцати трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет. Воплощение проекта в жизнь оказалось достаточно продолжительным по времени. С момента получения КБ «Рубин» задания до закладки на верфи первой подводной лодки этого класса прошло более трех лет – с декабря 1972 года до июня 1976-го. А спуск на воду тяжелого подводного крейсера состоялся 23 сентября 1980 года.

Несмотря на то, что американский проект по созданию аналогичных подлодок запустили раньше советского, отечественный атомный подводный ракетоносец вышел на испытание за месяц до американского «Огайо». Перед спуском на носу подлодки немного ниже ватерлинии было нанесено изображение акулы. Чуть позже «акула» в виде нашивки появилась и на форме экипажа подводных судов этого класса. За воплощение проекта в жизнь на «Севмаше», где строилась лодка, 1219 человек получили правительственные награды. Понятно, что технические характеристики и возможности «акул» держались в строжайшем секрете.

к содержанию ↑

Уникальность «Акулы»

На момент создания подводные лодки «Акула» были единственными, способными длительное время находиться под океанскими льдами. Вышла лодка с базы и как растворилась – приборов для обнаружения ее под толщей льда не существует. Учитывая, что в каждой из 20 ракет было 10 разделяющихся боеголовок, то даже одна «Акула» представляет собой грозное оружие. Хотя подводная лодка не могла осуществлять пуск из-подо льда, был предусмотрен подрыв ледяной толщи торпедами, после чего «Акула», не всплывая на поверхность, выпускала ракеты.

Из-за высокой комфортности условий жизни подлодки проекта «Акула» прозвали «плавучими гостиницами». Фото интерьеров жилых помещений поражают: уютные комнаты, стены отделаны пластиком «под дерево». Команда размещается в комфортабельных каютах на 2-6 мест, где есть книжные полки, умывальники и даже телевизоры. На лодке имеется и свой спортзал с многочисленными тренажерами и боксерскими грушами. Маневренность этого огромного корабля настолько высока, что «Акула» может разворачиваться на месте, как гусеничный трактор на поле.

к содержанию ↑

В 80-е годы

Всего с 1980-го по 1989 год в строй вступило 6 подводных крейсеров проекта «Акула». Планировалось строительство седьмого крейсера, но в 1990 году от него отказались. Из шести лодок четыре получили собственные имена – «Дмитрий Донской», «Симбирск», «Архангельск» и «Северсталь». Еще две известны только по номерам – ТК-202 и ТК-13.

Все подводные лодки класса «Акула» базировались в Северном флоте. Местом их дислокации была военная база Западная Лица, расположенная в одноименной губе (название дано по впадающей в нее реке), расположенной в Мурманской области. Западная Лица, находящаяся в 45 километрах от границы с Норвегией и представляющая собой естественный фьорд, имеет исключительно благоприятные природные условия для базирования подводных лодок. Субмарины проекта «Акула» конструктивно предназначены для патрулирования в условиях Арктики – на мелководье под слоем льда. У американских подводников плавание в таких условиях считается крайне рискованным, так как «Огайо» предназначены для патрулирования в теплых широтах.

к содержанию ↑

А что сегодня?

Как же самая большая в мире подводная лодка поживает сейчас? Увы, сегодня о ней действительно можно говорить только в единственном числе. Из шести стоявших в строю лодок проекта «Акула» сейчас осталась только одна – «Дмитрий Донской». Да и то занимается она не боевым патрулированием, а испытанием ракет «Булава». А что же остальные «Акулы»?

Три подлодки этого проекта уже утилизированы, еще две – «Архангельск» и «Северсталь» – выведены в резерв, и сейчас решается вопрос об их утилизации. Для сравнения: военно-морской флот США имеет на вооружении 18 субмарин класса «Огайо», которым, кстати, принадлежит мировой рекорд по количеству находящихся на одном подводном крейсере ракетных шахт – 24! Такое вот нерадостное соотношение.

к содержанию ↑

Что взамен?

На место тяжелых подводных крейсеров проекта «Акула» в российский ВМФ уже начали поступать субмарины нового поколения – проекта 955 «Борей». К 2020 году на вооружение должны поступить десять подлодок. Они будут отличаться от «Акул» повышенной скрытностью перемещения, более современными средствами обнаружения и связи. На вооружении «Бореев» стоят 16 межконтинентальных баллистических ракет, а также торпеды и мины.

самая большая подводная лодка в мире

Сейчас на вооружении стоят три «Борея» – «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Строятся еще две – «Князь Владимир» и «Князь Олег». На декабрь 2014 года запланирована закладка еще одной подводной лодки данного проекта – «Князь Суворов». Габариты этих подводных лодок почти такие же, как и у «Дмитрия Донского». Но на сегодня ни в строю, ни в проекте в мире не существует субмарин, превосходящих по размерам советские тяжелые подводные крейсеры проекта «Акула».