Почему мусульмане не едят свинину?

Ответ на вопрос о том, почему мусульмане не едят свинину, нужно искать не в особых вкусовых качествах этого мяса, а в религиозном аспекте. Согласно шариату, представляющему собой целую совокупность религиозных, правовых, морально-этических, канонически традиционных норм мусульманства, существуют дозволенные и недозволенные поступки. Первые в исламе именуют термином «халяль». Ну а все запретное, противоположное халялю, мусульмане называют словом «харам».

Как правило, в быту мусульмане, упоминая о халяле, имеют в виду мясо, употребление которого в пищу не нарушает запреты, действующие в исламе. Однако в широком смысле слова халяль имеет непосредственное отношение к любой стороне жизни правоверного приверженца ислама: к продуктам питания, соблюдению требований личной гигиены, одежде и украшениям, использованию парфюмерии и косметики, развлечениям и отдыху, отрасли финансов, межчеловеческим отношениям, выполняемой профессиональной деятельности, распоряжению собственным имуществом и др. Итак, Коран запрещает употребление в пищу мяса животных, погибших своей смертью, забитых не с именем Аллаха, а также свинины и крови. Возможно, имеющийся в тексте Корана запрет на употребление в пищу мяса свиней связан с тем, что эти животные являются грязными по своей природе, едят и размножаются в грязи и навозе.

Тем не менее, в отличие от более серьезных проступков (подлинного харама), нарушение запрета на употребление в пищу свинины не ставит людей вне мусульманской уммы (религиозной общины). Если мусульманин употребит в пищу свинину, например, для сохранения собственной жизни, это не будет грехом. В Коране сказано, что человек должен всегда заботиться о спасении своей жизни, являющейся бесценным подарком Аллаха, которым необходимо дорожить больше всего остального.

Правила, подобные исламскому халялю, существуют и в иудаизме. Приверженцы этой религии также не кушают свинину и соблюдают строгие правила забоя скотины. В иудаизме, в отличие от мусульманства, убой скота и последующая разделка туши по правилам кашрута (иудейское подобие халяля) возлагаются на специального человека. Еще одно важное отличие иудейских обычаев от мусульманских (касательно пищевых запретов) заключается в том, что мусульманам запрещается употреблять спиртные напитки, в то время как в иудаизме подобного ограничения не существует. Принимая во внимание правила убоя чистых (мясо которых разрешено использовать для приготовления пищи) животных, можно сделать вывод, что не все халяльное кошерно (разрешено в иудаизме) и не все кошерное халяльно.

Здоровое питание имеет большую значимость в исламе, хотя это и не всегда совпадает с западными стандартами. В наши дни люди употребляют в пищу халяльные продукты, руководствуясь не только религиозными, но и диетическими соображениями. Разрешенные Кораном продукты сегодня пользуются все более высокой популярностью у людей, являющихся приверженцами здорового питания. По самым свежим данным, суммарная доля халяльной (разрешенной исламскими обычаями и традициями) еды на мировом рынке пищевых продуктов составляет порядка двадцати процентов, причем существенная их часть производится в регионах, где мусульмане являются религиозным меньшинством (например, в странах Латинской Америки).

Что еще запрещено Кораном?

Необходимо отметить, что правоверный мусульманин обязан выполнять требования шариата не только в области пищевых запретов, но и в других сферах своей жизни. Например, термин «халяль» касательно финансовой отрасли предполагает строгое соблюдение ряда базовых принципов и ограничений. Некоторые из них приведены ниже.

  1. Мусульманам не разрешается занимать деньги в долг «под проценты» (ростовщичество).
  2. Разделение выгод должно осуществляться исходя из полученной прибыли (как и разделение рисков несения убытка между участниками финансовых отношений).
  3. Запрет действует на рискованные денежные вложения.
  4. Строго запрещается финансирование деятельности, которая запрещена шариатом (порнография, изготовление наркотиков, алкогольных напитков и др.).

Таким образом, халяльные финансовые отношения согласно Корану должны основываться на доверительных партнерских отношениях, при которых абсолютно все участники разделяют риски и выгоды, сопутствующие совместному ведению бизнеса.

Существуют в исламе и нежелательные действия (их мусульмане называют «макрух танзихи»), которые по дозволенности занимают промежуточное положение между разрешенным и запрещенным – халялем и харамом. К таким действиям относятся, прежде всего, действия, совершаемые при малом омовении и во время чтения намаза. Например, совершая малое омовение, правоверный мусульманин не должен:

  • омывать свои части тела более 3 раз;
  • мыть сперва левые, а затем соответствующие правые части тела;
  • отряхивать воду с омытых частей тела;
  • использовать полотенце без необходимости;
  • прибегать во время омовения к помощи других людей без необходимости;
  • расходовать слишком большое количество воды;
  • совершать омовение в посуде, выполненной из какого-либо ковкого металла и т.д.

Что касается молитвы, то ее нельзя совершать стоя, опираясь на одну ногу, поставив ноги вместе либо расставив их шире плеч, закрыв рот рукой (исключением является зевота). Запрещается совершать намаз, будучи сильно голодным при наличии продуктов питания, читать молитвы громко в тех случаях, когда их желательно произносить про себя, и т.п. Разумеется, это далеко не все ограничения, действующие в исламе. Получить более подробную информацию о них можно у исламских богословов или людей, профессионально занимающихся религиоведением.