Как выглядит ад

Понятие «ад» пришло в наш обиход из христианства. Но представления о части загробного мира как о месте, где умершие грешники будут испытывать мучения, есть почти во всех крупных религиях и мифологиях мира. Неизвестность того, что ждет за порогом смерти, а главное, полная беспомощность души в посмертии хоть как-то изменить свою участь пугают каждого. Поэтому люди пытались если не узнать точно, то хотя бы представить, как выглядит ад и что их ждет после смерти.

Ад в религиозных источниках

В Библии для описания ада употребляется три разных слова: гадес (шеол), тартар и геена. Причем для ада как для обозначения места наказания и вечных мучений употребляется только слово «геена» – «долина енномова». Это реально существующее место, где язычники приносили жертвы Молоху. Для описания ада оно употребляется иносказательно, как обозначение места, где много огня и страданий.

В других религиях ад тоже описывают как очень неуютное место. Причем у каждого народа здесь царит знакомый ему климат, только на порядки ухудшенный. Например, ад скандинавов ледяной, а иудеи представляют его огненным.

В тех религиозных направлениях, которые появились или реформировались после гуманизации общества, ад потерял свои дискомфортные материальные условия и описывается как «нечто», «безвременье», место моральных мук от разделенности с Богом, как пустота и ничто.

Ад в литературе

Идея ада не раз использовалась в искусстве. Самые известные литературные произведения, описывающие, как выглядит настоящий ад, это «Божественная комедия» Данте и «Потерянный рай» Мильтона.

По Данте, ад состоит из девяти кругов, которые уходят все глубже и оканчиваются у центра земли. В первых, самых широких и близких к поверхности кругах, более сносные условия для существования душ. Чем тяжелее грехи, тем на более низкий уровень ада попадает душа. В самом низу, в центре ада, находится Сатана. От мира живых ад отделяет река Ахерон. Пейзажи ада разнообразны – от пустынь и рек с нечистотами до огненной лавы. Чревоугодники мучаются под дождем и градом, люди, при жизни подверженные греху гнева, увязают в болоте, самоубийцы ведут мирное, но беспомощное существование деревьев. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали такие прославленные художники, как Гюстав Доре, Сальвадор Дали и Боттичелли.

С. Боттичелли. Ад

С. Боттичелли. Ад

Мильтон описывает ад как пылающую вечным огнем пустынную равнину. Действие «Потерянного рая» происходит во времена Адама и Евы, поэтому неизвестно, как бы выглядел мильтоновский ад после того, как в нем стали бы обитать не только демоны, но и грешные души.

Ад на картинах

Самым известным «певцом ада» был и по сей день остается Иероним Босх. В его триптихах ад выписан так детально, что ничего не стоит разглядеть его во всех подробностях. Тут и реки огня, и архаичные постройки, грозящие вот-вот обрушиться на голову грешников, и жуткие мучители-демоны, застывшие на середине метаморфозы от человекоподобного образа до звериного (или наоборот?). Но если вы будете просто разглядывать картины Босха на фото, то не узнаете про ад и части того, что хотел сказать мастер. Как истинный сын Возрождения с его любовью к символизму художник наполнил свои работы двойным, а то и тройным смыслом. Символические детали нагромождаются друг на друга: как только зрителю кажется, что он понял истинную суть произведения, появляется второй, третий ряд подтекстов, и в итоге от этой фантасмагории создается жуткое впечатление полного попрания Божественного порядка силами хаоса.

Например, в третьей части триптиха «Сад земных наслаждений» музыкальные инструменты, превращенные в орудия пытки, – это символы сладострастия, а волынка, как и другие заостренные предметы на картине, обозначает в средневековом символизме мужское начало.

И. Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент)

И. Босх. Сад земных наслаждений (фрагмент)