Как выбрать велосипед?

Вопрос выбора велосипеда для профессионального спортсмена-велосипедиста и  новичка-любителя стоит по-разному. И если первый готов решить его, опираясь на свои навыки, опыт спортсмена, знания технической части и четкое определение круга задач, то второй, не обладающий столь солидным багажом, ищет ответа и помощи, спрашивая, как выбрать велосипед. И чужой личный опыт здесь малопригоден: велосипед, как хорошая обувь, способен доставить море удовольствия или угробить здоровье. А это значит, что придется выбирать двухколесный транспорт самостоятельно, пользуясь консультацией опытного продавца и, смеем надеяться, нашими советами.

Содержание статьи

Решайтесь! Решать будем позже

Итак, будем считать, что велосипед  для вас был чем-то из детства, и долгие годы вы снисходительно усмехались, пропуская дошколят на трехколесных игрушках на тротуарах или обгоняя на собственном авто крадущегося по обочине (велодорожки – несбыточная мечта в России) велосипедиста. И вот настал прекрасный во всех смыслах момент, когда передвижение на двух колесах стало желанным настолько, что в гараже уже появилось место для парковки велосипеда. Осталось выбрать и купить! Прежде чем отправиться в магазин и выложить энную (но однозначно немаленькую – смиритесь сразу) сумму, определите для себя несколько моментов.

Во-первых, оцените свои возможности и планы объективно. Ограничений для занятий велоспортом нет, в том числе и медицинских (за исключением, конечно, тех случаев, когда любая физическая активность противопоказана)! Только подойти надо к этому вопросу ответственно и честно. Собираетесь ли вы ездить на велосипеде на работу, использовать его как транспорт доставки в пригород или малоцивилизованную область (а у нас на шаг от областных центров все объекты именно такие), желаете ли путешествовать на дальние расстояния, заняться покорением горных троп или скоростей; хотите ли совершать неспешные моционы в парке; насколько часто будете выводить двухколесного друга на прогулку, где определите ему место жительства; насколько вы физически подготовлены к нагрузкам, каких из них вам следует избегать… Когда определитесь, список может оказаться и коротким, и весьма обширным. От него и будем крутить педали.

Во-вторых, определите максимальную сумму, которую вы готовы выложить за велосипед. Максимум – потому что в магазине его не бывает. Конечно, все зависит от поставленных задач, но будьте готовы к тому, что подходящий именно вам байк может оказаться весьма дорогим. Однако покупаться на слова продавцов, уверяющих, что без вот этих конкретных наворотов за немереные деньги двухколесное транспортное средство не едет, а стоит или даже пятится, – по меньшей мере неосмотрительно. Стоить велосипед может столько же, сколько авто среднего класса – а надо ли вам оно? В абсолютном большинстве случаев не надо, так что правило «дороже – лучше» здесь не работает. Равно как и принцип «если нет разницы, зачем платить больше?» – потому что разница все же есть. Золотая середина – самое верное решение. К тому же, планируя покупку велосипеда, не забудьте, что он потребует самых разных аксессуаров и комплектующих, как минимум – ремкомплект, ремнабор, насос, велошлем, велосумка, держатель для фляги… Список может быть длинным, так что строку «прочее» в бюджет заложите заранее.

к содержанию ↑

Мы поедем? Мы помчимся? или Какой тип велосипеда выбрать

Половина дела сделана: вы решили приобрести велосипед и определили, какую сумму на него можете потратить. Дело за малым – выбрать двухколесный транспорт. Слава глобальной сети Интернет! Каталоги магазинов можно просмотреть, не вставая с кресла. И потеряться в многообразии: кроме естественно предполагаемых велосипедов детских и взрослых, женских и мужских предлагают горные, шоссейные, городские, гибридные, ВМХ, найнеры, двухподвесы, хардтейлы, ригид… Словом, огромный велопарк моделей и марок. На этом этапе самое важное – не потерять голову, потому как хочется всего и сразу, а непривычные дизайн и конструкция (наверняка ведь смотрели Стриду!) привлекают внимание и мечты. Потому вспоминайте про составленный список задач и возможностей и выбирайте только в рамках той группы, которая им отвечает.

Горные велосипеды

Горные велосипеды – самый популярный тип велосипедов на территории России и стран СНГ. Благополучные европейцы очень удивляются, видя рассекающих по городским тротуарам и магистралям на маунтинбайках. Однако наши улицы почти ничем не отличаются от пересеченной местности, с которой в Европе ассоциируется понятие «экстрим». Разбитые дороги, высокие бордюры и поребрики, некачественное асфальтовое полотно, переходящее в грунт или щебенку, неожиданные раскопы, самовырытые канавы, неровная тротуарная плитка – чем не бездорожье? Если картина вокруг вас столь же радостна – для городских прогулок или поездок за город горный велосипед подойдет оптимально. Естественно, потянет он и сельские дороги, и лесные тропы.

Вот так выглядит современный горный велосипед:

как выбрать велосипед для полных

Горный велосипед

На фото модель Coupe 1.0 от CRONUS. Кстати, советуем вам погулять по их сайту http://www.cronusbike.ru/ – это “крепкие середнячки” велопроизводства, которые недавно вышли на российский рынок. делают довольно качественные байки, но при этом еще слабо раскручены. На примере этого бренда мы рассмотрим в данной статье, какие велосипеды бывают и чем отличаются.

Внешне горные велосипеды привлекают внимание агрессивно-спортивной конструкцией, широкими покрышками с глубокими протекторами, короткими спортивными крыльями, прямым коротким рулем. Вид у них всегда “вездеходный”, на что и покупаются потенциальные владельцы. Однако стоит заметить, что некоторые, преимущественно дешевые, модели – только имитация маунтинбайка в плане дизайна, и по сути являются скорее непритязательными городскими велосипедами с набором недостатков, лишающих комфорта.

Для горных велосипедов обязательно наличие многоскоростной трансмиссии, для настоящих горных велосипедов (практически внедорожников) – переднего амортизатора, как минимум. А для агрессивной среды лучше всего подойдет горный двухподвес – велосипед с передним и задним амортизатором, позволяющий сохранить в относительно живом состоянии руки и пятую точку велосипедиста при езде и прыжкам по камням, канавам, бордюрам… Однако стоит такой тип маунтинбайка дорого, и то, что предлагается в наших магазинах по цене до тридцати тысяч рублей – неловкая имитация без эффекта амортизации. Так что рассматривать двухподвесы стоит лишь в том случае, если собираетесь кататься по действительно экстремальным дорогам, вернее, по их отсутствию.

Горные велосипеды – группа большая, объединяющая в себе разные по назначению виды.

Относительно недавно на рынке стали появляться горные-складные велосипеды, которые сочетают в себе все преимущества обычного горного велосипеда плюс компактность складного. Благодаря тому, что велосипед складывается, его удобно хранить в квартире, перевозить в багажнике обычной машины и в лифте. Прообразом этих велосипедов послужили велосипеды Paratrooper, разработанные в свое время для морских пехотинцев.

как выбрать велосипед по росту

Адаптировав эти велосипеды для обычного использования, производители вышли на массовый рынок.

Пример горного складного велосипеда CRONUS Soldier 2.5

как выбрать велосипед для города

Первым велосипедом, который стал завоевывать массовый рынок в России в категории горных складных, стал CRONUS Soldier. Сейчас у них около 6 различных моделей, включая найнер, и они по прежнему держат пальму первенства по соотношению цена-качество. Также на рынке появилось довольно много китайских аналогов с кричащими именами типа Land Rover, Mercedes, BMW. Но смеем вас заверить, что качество там китайское в худшем понимании этого слова, а громкие названия к реальным производителям автомобилей не имеют никакого отношения, это просто подделки, часто даже не на алюминиевой, а на стальной раме.

Найнер – горный велосипед с колесами 29 дюймов (у остальных преимущественно 26-28 дюймов), выдающий неплохую скорость на ровных дорогах и обеспечивающий повышенную проходимость на сложных участках, например, на песке или рыхлом грунте. К тому же для высоких людей найнер – решение более удобное, хотя ростовки рамы там такие же, как и у классических маунтинбайков.

Пример найнера: CRONUS Holts 2.0 29″ 2015 года.

как выбрать велосипед

Двухподвес – велосипед, у которого есть не только амортизационная вилка спереди, но и система подвески и амортизатор сзади. Благодаря этому езда на таком велосипеде более комфортна. К минусам можно отнести то, что при педалировании часть вашей энергии уходит на раскачку подвески, поэтому на таких велосипедах сложнее преодолевать подъемы. Также стоит учитывать тот факт, что дешевых и одновременно хороших двухподвесов не бывает в природе. Связано это с тем, что технологически у двухподвеса более сложная, а следовательно, более дорогая конструкция рамы. Поэтому, если сравнивать двухподвес и хардтейл за одну и ту же цену, то по уровню комплектации хардтейл всегда будет выигрывать. Не ведитесь на дешевые двухподвесы, у них все равно задний амортизатор практически не работает, а наличие задней подвески только добавит веса.

Пример среднего двухподвеса: CRONUS Fly

CRONUS Fly

Кросс-кантрийный байк – по сути тот же самый универсальный горный велосипед, незаменимый на пересеченной местности, сельских дорогах и лесных бездорожьях. Для того, чтобы максимально облегчить раму, многие производители изготавливают ее из карбона (углеволокно). Как правило такие велосипеды используются уже в профессиональных целях и стоят тоже недешево.

CRONUS Apollo 2014

Даунхилл – велосипед для спуска с крутых горных склонов, уже профессионально-спортивный и обладающий огромным запасом прочности.

Даунхилл

Даунхилл

Городские велосипеды

Городские велосипеды – прекрасная альтернатива автомобилю и общественному транспорту в городской суете. Если вы хотите без пробок и быстро добираться до работы и обратно, совершать неспешные велопрогулки по парку или набережным, ездить в магазин за малогабаритными покупками – это ваш выбор. Городские велосипеды очень комфортны, посадка у них ниже, чем у горных, руль удобнее, и наклоняться к нему не приходится – спина остается прямой. Колеса по размеру могут быть разные – от двадцатидюймовых, замечательных маневренностью, до диаметром в двадцать шесть дюймов, иногда и больше (двадцать восемь в некоторых моделях). Скорость городские велосипеды развивают невысокую, впрочем, таковой от них и не требуется – безопаснее в городе ехать медленнее. Спортивных нагрузок этот велосипед не выдержит, для путешествия по холмам он не приспособлен, и хоть и снабжен системой переключения передач, но его максимум – пологие подъемы и спуски, к примеру, путепроводы. Часто городские велосипеды комплектуются набором аксессуаров, так что покупателю остается только сесть и поехать. Ну, может, подогнать седло под свой рост или подкачать камеры.

Если продолжить рассматривать тот же CRONUS, то характерным примером городского велосипеда будет модель Macho 310 2015  года:

Macho 310

Городской велосипед

Если вы ищете, какой велосипед выбрать для города, то остановитесь на городском велосипеде. Этот тип велосипедов – самый популярный и в европейских провинциях, и в азиатских мегаполисах, словом, это выбор тех, кому нужен непритязательный, дешевый и удобный транспорт, а не спортивное развлечение. Багажник, корзина на руле, сумка на раме органично смотрятся и не мешают движению. Кроме того, именно городские велосипеды чаще всего делают складными – ради удобства перевозки и хранения. Также они, пожалуй, включают самый широкий диапазон цен – от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч, а ценник на некоторых может демонстрировать и шестизначные числа. Если вы собираетесь использовать велосипед в щадящих условиях города, то лишние траты окажутся действительно лишними. Минимальные нагрузки не убьют даже самые дешевые комплектующие, во всяком случае, за пару лет эксплуатации – точно.

Велосипед Strida

Велосипед Strida

Уже упоминавшаяся здесь Стрида (Strida) тоже относится к городским велосипедам. Отдельно о ней стоит говорить потому, что выбирающих себе первый (или первый за долгое время) велосипед она притягивает просто-напросто магнитом. Конструкция рамы Стриды очень необычная, напоминает букву А, макушка которой оказывается у велосипедиста между коленями. Получается, что сидит человек, будто на детской палочке-коняшке. Владельцы утверждают, что велик очень удобный и ничем не хуже классических. Основное его достоинство – складная конструкция, причем абсолютно все в ней направлено на мобильность. Стрида – велосипед настолько городской, что прекрасно катается в метро и в лифте, с ним пускают в кафе и автобусы, и проблем не составляет вести его в сложенном виде там, где ехать нельзя. Яркий, стильный, легкий, модный… Но, к сожалению, только столичный. Проходимость у Стриды низкая, так что ломаная тротуарная плитка, выдолбленный асфальт или размытый грунт, высокие бордюры и насыпной щебень станут серьезным препятствием на пути. В российской провинции нет метро, общественный транспорт зачастую перегружен, с объемным грузом (15 кг Стрида все же весит) нечего надеяться на автобус или поход в магазин. В общем, Стрида – прекрасный столичный велосипед, но жителям других городов с ней будет сложно.

Как уже говорилось выше, для городов очень актуально использование складных велосипедов. К их преимуществам можно отнести компактность, легкость транспортировки и удобство перемещения в общественном транспорте с велосипедом. Самыми распространенными складниками являются велосипеды на колесах диаметром 20 дюймов. Они относительно легкие и более компактные в сложенном состоянии по сравнению с горными складными. Однако в качестве платы за эту компактность для них нужны практически идеальные дороги. Любая встреча с кочкой, ямой или бордюром будет ощутима как для велосипеда, так и для райдера.

Хотя есть и складники, которые более подготовлены для плохих дорог. Пример: CRONUS Latte 1.0

CRONUS Latte 1.0

Круизеры

Круизеры – интересные внешне байки, предназначенные для комфортных, или даже очень комфортных поездок на дальние расстояния.  Как правило, отличается этот тип велосипедов качественным оборудованием и простотой. Амортизационные вилки им не нужны, ибо предполагают круизеры хорошее дорожное покрытие и неспешность. Широкие седла-диваны, изогнутый руль с возможностью подстройки, округло изогнутая рама и часто стиль ретро, возможно – педальный (ножной) тормоз.

Велосипед-круизер | Как выбрать велосипед

Велосипед-круизер

Последняя особенность – прерогатива малоскоростных велосипедов, с планетарными или классическими тормозными втулками. Многих людей пока привлекает именно возможность тормозить задним колесом посредством прокрутки педалей назад – как было в советских велосипедах. Большинство садящихся на седло в уже не юном возрасте опасаются, что не привыкнут к ручным тормозам, да и уже немало километров намотавшие на колеса в экстренных случаях автоматически жмут педали назад. Конечно, такая конструкция тормозной системы не подходит для горных, спортивных, туристических байков, она довольно тяжела и малонадежна, однако прогулки и путешествия по хорошим дорогам с ней прекрасно сочетаются. К тому же установка ножного тормоза не свидетельствует о бюджетности модели, как можно было бы подумать. Дешевых круизеров не бывает! За комфорт приходится платить.

Туристические велосипеды

Туристические велосипеды – своего рода гибрид горных и круизеров. Предназначены такие байки для велопоходов, и их важнейшая задача – обеспечить удобство велосипедиста в течение долгого времени, которое он проведет в седле. Очень широкие седла, комфортная посадка, руль с возможностью перехвата рук, изогнутый и с большим выносом дают возможность крутить педали долго и преодолевать большие расстояния. Крепкая рама, защита и усиленные связи между узлами конструкции, простота системы переключения скоростей и, самое главное, способность выдерживать значительные нагрузки – делают туристический велосипед надежным спутником. Внушительные рюкзаки на багажник – так называемые “велоштаны” – предназначены именно для этого типа байков. Однако проходимостью горных велосипедов туристические не обладают.

Туристический велосипед | Как выбрать велосипед

Туристический велосипед

Шоссейные велосипеды

Шоссейные велосипеды для обычных покатушек, фитнеса или поездки на дачу не подходят, потому велонеофитам зачастую оказываются без надобности. Шоссейники – байки спортивные, полностью рассчитанные на любителей скорости. Соревнования на асфальте хорошей трассы или стадиона – их стихия. Легкие (соответственно и малопрочные) конструкции, низкий руль, большие узкие колеса, минимум обвеса, минимум аксессуаров – все для того, чтобы снизить сопротивление воздуха и увеличить скорость. Если вас привлекает именно скорость, шоссейники прекрасно выполнят поставленные задачи, но с неровностями дорог не справятся.

Шоссейный велосипед | Как выбрать велосипед

Шоссейный велосипед

ВМХ велосипеды

ВМХ, или трюковые, велосипеды – многообразная категория байков, предназначенных для выполнения упражнений на двух колесах. Эти велосипеды маленькие, и обычно выглядят подростковыми. Впрочем, в России они и предназначены в основном для подростков, потому как прыжки по лестницам и рампам, трамплины и головокружительные перевороты привлекают юных как один из самых экстремальных видов спорта. Дерт, стрит, фристайл, флэтленд – названия видов ВМХ-байков, обозначающие стили катания и определяющие конструкционные особенности. Все они обладают огромным запасом прочности, имеют малый вес и минимальный уровень обвеса. Этот тип велосипедов сродни скейтбордам или роликовым конькам – урбанистичен и экстремален, соотвественно – зрелищен. Если у вас лежит душа к спортивному шоу – вам к этим ромбовидным рамам и маленьким колесам.

BMX велосипед | Как выбрать велосипед

BMX велосипед

к содержанию ↑

Жесткий, мягкий и купе, или Вопросы амортизации

Вы более-менее определились с типом велосипеда и его задачами. “Хочу горный, красный и с ручками на руле!”. Не пойдет, граждане: продолжаем знакомство с байками дальше, потому как первый вопрос консультанта поставит вас в тупик. И, соответственно, даст возможность найти место их лапше на ваших ушах. А велосипед все же спутник личный, и выбирать его надо для себя, как вторую половину – будто бы навсегда, но держа в уме возможность через год-другой пересесть на более подходящий. Итак, куда смотреть далее? Переходим к технической части – оборудованию.

Амортизаторы – основа комфорта. Все велосипеды можно условно разделить по этому признаку на три группы: двухподвесы, хардтейлы и ригид. Первый подразумевает наличие амортизатора и переднего, и заднего, и входит только в семейство горных велосипедов. Двухподвесы обеспечивают комфорт при езде по неудобным трекам, амортизаторы смягчают реакцию на неровности дороги, прыжки и удары. Рама таких байков привлекает внимание конструкцией, однако амортизаторы сложнее в обслуживании, делают конструкцию тяжелее и несколько менее надежной. Двухподвесы обычно используются либо для даунхилла, либо при катании по очень уж пересеченной местности. Это дорогие байки, и то, что порой предлагается в магазинах как двухподвес начального уровня по цене до десяти тысяч рублей – двухподвес только по названию. Амортизаторы такого велосипеда очень приблизительно понимают и выполняют свою функцию, и уж лучше бы не выполняли: тяжелый велик, трясучий и неудобный, с низкоуровневым оборудованием подарком мало кому покажется. Настоящие двухподвесы стоят дорого, и в России на их ценниках пишутся цифры от тридцати тысяч. Для любительского катания и езды по обычным, хоть и российским, дорогам, заморачиваться с двухподвесами большинству велонеофитов не стоит – амортизационный функционал окажется невостребованным. В дальних поездках двухподвес – приятный транспорт, однако нагрузить на него рюкзачок не получится: багажник не предусмотрен, а если покрутиться и установить, то вес примет малый. Но чтобы понять, нужен ли двухподвес или не нужен – надо накатать на нем хотя бы 50 км по своей обычной трассе.

Двухподвесный горный велосипед

Двухподвесный горный велосипед

Хардтейлы на сегодня – самая распространенная группа велосипедов практически любого типа. И горные, и городские, и туристические часто снабжаются единственной передней амортизационной вилкой. Это позволяет смягчить удары переднего колеса и повысить проходимость байка на бездорожье. Однако хардтейл не предназначен для скоростных задач, разогнаться на нем сложнее, чем на велосипеде без подвесок, к тому же объективно он тяжелее. Впрочем, обычно достоинства перевешивают недостатки, потому и большинство байков в сегодняшних магазинах амортизируются именно таким образом – люди выбирают относительный комфорт. С другой стороны, качественными амортизационными передними вилками снабжаются только дорогие модели, так как сама по себе вилка стоит дорого. Дешевые же амортизируют исключительно в сознании велосипедиста, выдавая порой отдачу неприятнее, чем вибрация на кочках.

Ригид – велосипеды на жесткой раме с жесткой передней вилкой, без амортизаторов вообще. Как правило, объективно они легче хардтейлов и, тем более, двухподвесов, способны развивать хорошую скорость, а рамы у них буквально неубиваемые. Однако по кочкам езда на таком байке чревата разбитыми суставами рук и крайне неприятными ощущениями пониже спины. Прыжки с более-менее заметных препятствий тоже ощутимы. Сегодня велосипеды ригид либо принадлежат к ультра-бюджетному сегменту (амортизаторы на дешевый велик – слишком дорогое удовольствие), либо выполняют определенные задачи: шоссейники и ВМХ всегда имеют жесткие вилки. Также к ригидам относятся и складные модели. Жесткая конструкция позволит значительно сэкономить тем, кто предполагает кататься по относительно ровным дорогам. И, конечно, существенным достоинством такого типа велосипеда можно считать отсутствие необходимости постоянной настройки переднего амортизатора, которая, в зависимости от конструкции вилки, может быть сложной для людей неподготовленных. Кроме того, жесткая вилка из стали или карбона тоже слегка амортизирует – за счет свойств сплава, причем справляется с этим по ощущениям лучше, чем дешевые пружинные и пружинно-эластомерные мягкие. А самое главное – надежность: сломать стальную вилку очень сложно даже целенаправленно. Ну и вес на пару кг меньше – ощутимый плюс. В общем, с ригидом проблем нет, кроме как на пятой точке.

О вилках

Раз уж заговорили об амортизации, посмотрим сразу и на саму переднюю вилку. Как правило, вид конструкции говорит о классе велосипеда и, соответственно, он формирует стоимость. Если вы определились с амортизаторами и знаете, что они вам жизненно необходимы – перед вами хардтейлы и двухподвесы с пружинными, пружинно-эластомерными, воздушными, воздушно-масляными и пружинно-масляными передними вилками.

Пружинные вилки амортизируют за счет сжатия стальной пружины, и эффект может быть практически нулевым. Те, кому приходилось сравнивать ощущения от езды на байке без амортизаторов и с пружинной передней вилкой, особой разницы не замечают. Как правило, такими вилками комплектуются самые дешевые велосипеды-хардтейлы, и единственный плюс в копилку такой модификации – низкая стоимость. Если действительно бюджет очень невелик, лучше взять хороший велосипед с жесткой вилкой – как минимум, будет легче и надежнее.

Пружинно-эластомерные передние вилки тоже не фонтан, однако самые дешевые велики ими не комплектуют. Они немного дороже пружинных, обычно тяжелее и достаются бюджетным моделям стоимостью до 15 тысяч рублей. Эти вилки справляются с вибрациями, однако любая качественная жесткая вилка из карбона или стального сплава способна на большее. Кроме того, эластомеры не выдерживают низких температур, так что о зимнем катании с амортизацией можно забыть. Если вопрос выбора упирается именно в наличие или отсутствие пружинного эластомера – посмотрите ригид дешевле или за ту же цену. Надежнее и легче снова. Впрочем, здесь как раз начинается территория индивидуальных особенностей и личного комфорта, так что лучше один раз проехать, чем семь раз прочитать.

Воздушные вилки сегодня не так часто встречаются, и устанавливают их на качественные велосипеды известных брендов из среднего ценового диапазона. Возможно, там, куда вы отправитесь за велосипедом, не будет ни одной такой модели. Много вы не потеряете, если не поставили задачу максимально облегчить свой будущий байк – воздушные амортизаторы легче других за счет того, что в них основным элементом является воздух. Такие вилки требуют внимательного отношения, настройки, постоянной подкачки, профилактических и полноценных ремонтов. Кроме того, воздушные вилки подлежат скорой замене, а стоят недешево. Для катания по пересеченной местности, городским препятствиям и некачественным дорогам такой амортизатор подойдет прекрасно, на даунхилле быстро выдохнется.

В воздушно-масляных вилках используется масляный картридж. Вкупе с нагнетаемым воздухом он обеспечивает амортизацию и гашение вибраций, причем действительно высокого уровня. Сглаживаются неровности почти идеально, конструкция относительно прочная, но сложная, потому и требует тонкой настройки и периодических длительных манипуляций. При низких температурах могут наблюдаться проблемы. Если вы планируете кататься с рюкзаком за плечами или сами весите немало, то воздушно-масляные вилки подойдут вам оптимально. Воздушно-масляные вилки ставятся на байки среднего и высокого уровня, но комфорт в движении стоит ценников от тридцати тысяч.

Пружинно-масляные вилки – вершина эволюции передней амортизации. Это самые дорогие и самые качественные амортизационные системы, в которых применяются стальные пружины и масляный картридж. Соответственно, ставятся такие вилки на относительно дорогие (ну никак не ниже среднего класса) модели велосипедов. Эти вилки благодаря высокой степени надежности, запасу прочности и амортизационным свойствам прекрасно подходят для самого агрессивного стиля катания.

В характеристиках велосипедов вам может встретится значение хода вилки. Особого внимания этот параметр при выборе собранного байка не требует, потому как производитель комплектует модель амортизационной системой, подходящей типу велосипеда. Короче (до 40 мм) ход вилок у городских велосипедов и круизеров, средний (до 100 мм) – у горных, кросскантрийных, туристических, длинный (до 200 мм, а в редких случаях и до 300 мм) – у хороших даунхиллов.

Передние амортизационные вилки к велосипеду не прикручиваются намертво. В любой момент при наличии энной суммы денег, прямых рук и хорошего сервиса вилку вам могут заменить на более продвинутую.

к содержанию ↑

Тише едешь – дальше будешь? или Что нужно знать о переключении скоростей

Символ современного байка – переключатель скоростей. Как правило, большинство желающих приобрести велосипед ориентируются на количество возможных передач, считая, что чем их больше – тем лучше. В теории оно, конечно, так – появляется возможность переключать передачи, что обеспечивает высокую скорость и совершенную проходимость велосипеда без значительных физических нагрузок. Но тридцать (сегодня максимально для массового сегмента) скоростей, если вы не профессиональный спортсмен, а любитель, в большинстве случаев вам не пригодятся, потому гнаться за количеством не стоит. 21 или 24-скоростной велик прекрасно справится с любыми задачами, за исключением разве что откровенного экстрима. Еще один любопытный момент: малое количество передач у модели свидетельствует о том, что вам продают устаревший морально байк. 18-скоростные и 21-скоростные дешевые модели уступают 24-скоростным и выше не в отношении скоростей, а в отношении других свойств, к примеру, материалов рамы и ободов.

С оборудованием тоже все относительно просто: чем выше класс, тем выше стоимость. Начальный уровень предполагает экономию на качестве и прочности, профессиональный – разорение на долговечности. Однако для неспешного катания вполне подойдет и Tourney от Shimano, которой комплектуются практически все бюджетные велосипеды. Разницы непосредственно в ощущениях вы не заметите. Консультанты обычно пугают, что оборудование низшего класса сломается после первых трех километров, однако все зависит от стиля катания. Стоит ли тратить деньги, если велику предстоит пробегаться по асфальту пару часов в выходные дни? Впрочем, даже если сломалось – трансмиссия всегда заменяема, и комплектующие есть в наличии в любом велосервисе или веломагазине. Оно и рассчитано на поломки – пусть лучше ломается навеска, чем рама или велосипедист.

А вот на что стоит обратить внимание – непосредственно манетки переключателей передач, то есть то, что находится на руле и чем мы пользуемся, гоняя скорости. Есть два варианта – триггеры и грипшифты (см. картинки ниже), и выбор того или иного – дело исключительно вкуса и личного удобства. Триггеры представляют собой рычажки, грипшифты – кольцевые переключатели. Для кого-то может быть критична разница в весе (триггеры чуть тяжелее), для кого-то – в занимаемом месте на руле (грипшифты экономичнее), для кого-то – в цене (бюджетные модели почти всегда комплектуются грипшифтами). Однако самое главное – эргономика, и здесь уже не работают никакие законы. Как правило, новичкам разобраться с грипшифтами легче, и путаницы в процессе переключения меньше. Зато триггеры в дождливую погоду не скользят под пальцами, и случайное переключение передач с ними происходит гораздо реже. Грипшиферы же, особенно дешевые, имеют обыкновение прокручиваться, проскакивая передачи, так что оборудование изнашивается значительно.

Триггер переключения скоростей

Триггер переключения скоростей

Грипшифт для переключения скоростей

Грипшифт для переключения скоростей

к содержанию ↑

Ну и тормоз! или Какие бывают тормоза

Еще один важнейший узел системы – тормоза. При выборе велосипеда вам встретятся три варианта: ободные, дисковые механические и дисковые гидравлические. Практически все модели байков бюджетного и среднеценового сегмента комплектуются ободными тормозами типа V-brake, или вибрейками. Принцип их работы заключается в сжатии обода колеса тормозными колодками до его полной остановки. Несмотря на дешевизну, такой вид тормозной системы остается популярным в любом классе велосипедов, потому как обладает рядом неоспоримых достоинств: легкостью, нетребовательностью и копеечными компонентами. Считается, что сцепление поверхностей у этих тормозов хуже, чем у дисковых, но заметно это (а ведь чистая физика, ничего личного) разве что при гашении огромных скоростей и экстремальном катании. Если вы ничем подобным заниматься не собираетесь – вибрейков хватит за глаза. Правда, по грязи погонять с такими тормозами – дело опасное. Засорились колодки, испачкался обод – и летим без тормозов. Запас прочности у них довольно высок, и по мере эксплуатации требуют замены разве что тормозные колодки из абразивного материала. Ну и еще, конечно, внимания требует тормозной тросик и его рубашка. Это действительно мелочи.

Ободные велосипедные тормоза

Ободные велосипедные тормоза

Дисковые тормоза сжимают колодками не обод, а диск колеса, к которому крепится втулка. Таким тормозам не страшны загрязнения, так что ставят их на “внедорожники”. Требуют они меньше усилий при нажатии на ручки тормоза. Механические дисковые тормоза управляются при помощи стального троса, гидравлические – гидравлической системы. Стоят последние очень недешево, требуют постоянного обслуживания, так что новичкам их обычно не предлагают.

Дисковые велосипедные тормоза

Дисковые велосипедные тормоза

к содержанию ↑

Подумать и взвесить, или Общие вопросы выбора велосипеда

В принципе, основные технические критерии выбора мы уже определили. Осталось упомянуть об общих моментах, играющих на вторых ролях, но все же значимых. Так, выбирая велосипед, стоит стремиться к минимуму веса, потому как порой придется меняться с ним местами: не вы в седле, а он на вас. Восемнадцать кг – это действительно тяжело, и с каждым метром будет все тяжелее. Горки позволят почувствовать каждый килограмм. Пятнадцать кг – средний вес, и гнаться за его снижением уже не стоит, хотя посматривать в сторону более легких моделей можно. Вес велосипеда в первую очередь зависит от материалов, из которых сварена рама. Стальная – тяжелая, но неубиваемая. Погнуть ее невозможно, сломать – тем более. Алюминиевые сплавы намного легче, но менее прочные. Карбон и легок, и прочен, но дорог. Многое зависит и от веса велосипедиста: при сотне кг живого тела в седле плюс-минус пара кг на раме не имеет значения.

Унисекс прокрался во все сферы, и велосипеды, раньше четко разделяющиеся по половым признакам рамы на мужские и женские, стали общими. Границы стираются, но рамы-то остаются! Чисто мужские модели – те, что с горизонтальной высокой трубой. Ездить на них не возбраняется и женщинам, только в юбке вскидывать ногу неудобно. Чисто женские модели характеризуются очень заниженной рамой, так что садиться на седло можно спереди. Для юбок это оптимальный вариант. Слегка заниженная, скошенная рама – стиль унисекс, на котором одинаково комфортно и мужчинам, и женщинам. Такие рамы менее требовательны к росту велосипедиста и менее травмоопасны, потому мужчины все чаще предпочитают именно этот вариант.

Стоит запомнить каждому велосипедисту: колеса – материал расходный. Спицы гнутся и ломаются, обода бьются, камеры рвутся… Все зависит от условий и стиля катания. Потому выбирать собранный велосипед, ориентируясь на колеса, не следует. Впрочем, двойные (если повезет – и тройные) обода из алюминиевых сплавов – всегда хорошо. Удары они держат неплохо. Конечно, имеются в виду удары о камни, бордюры, корни, края выбоин, ибо столкновения с кирпичной стеной на высокой скорости никакой обод выдержать не сможет. Многим людям нравятся покрышки! Покрышки с глубоким протектором, шипами, широкие и толстые, напоминающие колеса вездехода… Так вот, купить велосипед вы можете с покрышками любыми, но в зависимости от трассы их будет лучше переобуть: для шоссе нужны мелкие и почти гладкие, например.

Багажник, крылья, седло, педали – это аксессуары. Бюджетные модели и городские велосипеды часто комплектуются дешевыми игрушками, которые потом все равно придется менять на более подходящие. Особенно это касается седла – неправильно подобранное, оно способно отравить жизнь и причинить ощутимый вред здоровью. А проверить, подходит ли вам седло, можно только в дороге. Пять километров пути покажут, кому на что садиться. Самая распространенная ошибка неофита – сразу менять стоковое седло на мягкое и широкое. Совсем не факт, что таковое будет комфортным именно для вас, ибо строение таза индивидуально. Словом, для начала попробуйте, а качественные аксессуары придут с накатом.

к содержанию ↑

Мы выбираем, нас выбирают… или Как выбрать велосипед по росту

Обо всем многообразии современных велосипедов вы имеете теперь хоть какое-то представление, и не растеряетесь от вопросов консультанта. Знаете, чего хотите? Выбрали модель? Осталось выбрать именно ваш велосипед. А его надо мерить. Важнейший параметр подбора байка – ростовка рамы. Эти значения в дюймах способны начисто лишить удовольствия от катания, если не совпадают с ростом велосипедиста. Размер рамы чуть менее важен для женских моделей и вариантов с заниженной верхней трубой, но все же стандарт примерно таков: 14, 15 и 16 дюймов – вариант подростковый, рассчитан на людей ростом до 160 см; 17 и 18 дюймов – средний рост, до 180 см, 19, 20, 21 и 22 дюйма – велосипеды для высоких. Двухподвесы меряются с половинками: 15,5 дюймов рассчитаны на низкорослых, 17,5 дюймов – на рост средний, 19,5 дюймов предназначены для высоких людей, 21,5 – для очень высоких. Столь приблизительные определения обусловлены низкими рамами двухподвесов.

Разные производители пишут разные ростовки рам, и замерять их линейкой в голову никому не приходит. Гораздо правильнее и надежнее выбрать понравившийся велосипед по росту – просто примерить его, как одежду. Если встать на полную стопу над рамой, имитируя положение соскочившего велосипедиста, то между верхней трубой и промежностью должна проходить ладонь (это около десяти см, ладони-то разные), для моделей с заниженной рамой можно уступить пару см. Если это условие выполнено, то следующий этап – сесть на седло и поставить ноги на педали. В самом нижнем положении нога должна касаться пяткой платформы и быть немного согнута в колене. Отрегулировать положение поможет поднятие седла, если таковое возможно. Слишком согнутая нога с упором в нижней точке свидетельствует о том, что распрямляться во время движения не будет, значит, нагрузка на сустав колена возрастет. Полностью прямая нога в таком положении означает неустойчивость при движении. Если настройка высоты седла не помогает – попробуйте другую модель, потому как этот байк вас не хочет.

к содержанию ↑

Тяжеловесам на заметку или Велосипеды для полных

Велосипед сегодня – и роскошь, и средство передвижения, и способ получения чистого удовольствия. И, конечно, спортивный снаряд. Миллионы мужчин и женщин во всем мире стремятся сбросить вес и поддерживать форму, и не в последнюю очередь при помощи велосипеда. Кроме того, велосипедные прогулки и поездки – отличный способ привести в норму сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Но хорошо это делать тем, кто катался с детских лет и не переставал, а вот как быть далеко не юным уже новичкам, которые вроде и умеют кататься, но последний раз делали это летом перед третьим классом? Плюс еще желающие привести себя в форму часто имеют проблемы с лишним весом. Последнее обстоятельство отпугивает от велосипеда людей болезненно полных и просто крупногабаритных. Им кажется, что велик под ними развалится, погнется, а окружающие будут тыкать пальцами.

И совершенно зря! В Европе и США уже пользуются популярностью велосипеды для полных – прочные и трехколесные. У нас же корпулентные леди и немаленькие господа стесняются обратиться к консультантам, опасаясь отказа, хотя с каждым годом ищущих байк для крупных седоков становится все больше – польза и удовольствие очевидны. Так как группа многочисленная и требования ее специфичные, можно говорить о проблеме выбора велосипеда для полных. И не так страшен байк, оказывается.

Также часто консультанты в магазинах рекомендуют для полных людей модели, изначально предназначенные для экстремального использования. В них запас прочности существенно выше, благодаря усилениям в раме, рассчитанным на более существенные нагрузки. Если такой велосипед выдерживает прыжки, недолеты, жесткие приземления, то проблем с эксплуатацией в обычном режиме человеком с большим весом быть не должно.

Пример подобной модели – CRONUS Punky 2.0

CRONUS Punky 2.0

С ростовкой никаких проблем нет, разве что подыскать максимум для очень высоких в наших магазинах непросто. Но есть интернет, объединяющий континенты. Стоит заметить, что большим людям не стоит идти на компромиссы и соглашаться на размер рамы меньше, чем нужно или, надеясь на запас прочности, больше, чем нужно. Лучше поискать подольше, но найти велосипед, подходящий именно вам. Большому человеку приходится выдерживать значительные нагрузки, поэтому добавлять к ним борьбу с некомфортным велосипедом – совершенно лишнее.

Для весовой категории до 90 кг подходят абсолютно все модели велосипедов, кроме разве что шоссейников с ультралегкими рамами. На них обычно и не смотрят те, кто хочет просто кататься. Весовая категория от 90 до 130 кг – дело серьезнее, и здесь не стоит смотреть в сторону двухподвесов, легкорамных городских моделей, складных вариантов и ВМХ. Ваш выбор в этом случае – хороший хардтейл или ригид с карбоновой или стальной рамой. В амортизационной передней вилки низшего класса нет необходимости, потому как под большим весом велосипедиста амортизаторы работать не будут. Воздушно-масляная вилка – отличный выбор для постоянных спортивных занятий, а для периодических покатушек жесткая вилка вполне устроит даже крупногабаритного наездника. Обратите внимание на туристические велосипеды, рассчитанные на серьезные нагрузки.

Навесное оборудование, в принципе, вес велосипедиста не принимает. Конечно, тяжелый байк, сниженный уровень маневренности под тяжелым весом обязывает трансмиссию соответствовать среднему или высокому уровню, но для начала подойдет и разумный минимум. Тормозная система предпочтительнее дисковая, потому как тяжелый транспорт по инерции способен двигаться долго, если прижимать обод.

Узкие колеса для больших велосипедистов никак не подходят. С серьезным весом стоит забыть о высоких скоростях – все равно даже на ровном месте не разогнаться. Так что узкие колеса ни к чему, а широкие все же прочнее и проходимость у них выше. Следует сразу уяснить, что обода, камеры и покрышки при интенсивном катании будут под вами гореть, и заложить в расходы статью “на колеса”. Обода всегда должны быть качественными, двойными или тройными, рассчитанными на увеличенное количество спиц. Такие придется менять не после каждой поездки, а раз в месяц, например. Для высоких и крупных прекрасно подойдут найнеры – велосипеды с колесами на 29 дюймов. На таких, кстати, даже самые габаритные люди смотрятся органично.

Если же вес велосипедиста превышает 130 кг, то ему заниматься велоспортом следует с осторожностью. Стоит рассмотреть предложенные горные велосипеды высокого класса, предназначенные для преодоления самых сложных участков. Если же общение с велосипедом ограничивается только транспортной необходимостью, то смело стоит брать грузовой велик. Он спокойно примет на себя большой вес, пройдет по относительно ровным дорогам, не подведет в самый ответственный момент. К тому же грузовые байки комфортны. Получить удовольствие от поездки можно в любом случае, кроме тех, когда велосипед сам едет на вас.

3-колесный грузовой велосипед

3-колесный грузовой велосипед

к содержанию ↑

Хорошей дороги на правильных колесах!

И последнее. Выбирая велосипед, прислушиваясь или игнорируя советы, всегда помните о правиле “необходимо и достаточно”. Как бы ни привлекали внимание дизайн, конструкция, характеристики и похвалы продавца – спросите себя, надо ли вам все это и как вы будете это использовать. Разница огромная между дачной поездкой и ежедневным триалом, и выбор только за вами – вы лучше всех представляете, что за подвиги будете свершать на железном коне.

Приобретайте велосипед в специализированном магазине, у которого есть собственный сервис. Купленный на рынке или в супермаркете красивый байк с яркими наклейками может начать разваливаться сразу, и запчасти на чудо неизвестной промышленности найти не удастся, хотя они практически все универсальны. Гнаться за брендами не стоит: в России не так много раскрученных, и вам может попасться хороший, но в нашей стране малоизвестный. Узнайте у продавца о сервис-центре, который будет вас обслуживать. Не слушайте друзей и знакомых, расхваливающих одних производителей и ругающих других. Классы велосипедов существуют разные, и сравнивать модель за 4 тысячи рублей с моделью на сто тысяч дороже – дело пустое.

Окончательно разобраться с типом велосипеда, своими предпочтениями и бюджетом помогут крупные магазины и сайты производителей. Просто походите по каталогу, посмотрите на цены, внешний вид, описания. Отзывы не читайте – половина отзывов в интернете пишутся самими продавцами. Некоторые сайты имеют удобные фильтры, которые облегчат вам муки выбора. Например, что-то подобное: http://www.cronusbike.ru/about/vybrat_prosto/

Главное – настройтесь на велосипедную волну и жмите на педали. Четыре колеса такого удовольствия не обеспечат!