Как выбрать велокомпьютер

Велокомпьютер – очень интересная вещь: непосредственно для езды на велосипеде не нужна, но почти у каждого велосипедиста или имеется, или он предполагает ее приобрести. Практически каждый начинающий велонаездник, немного освоив двухколесный транспорт, хочет знать, сколько километров он намотал, с какой скоростью, какие подъемы преодолевал, а некоторые – еще и сколько калорий при этом потратил. И если уж у вас появился велосипед, то знание, как выбрать велокомпьютер, лишним не будет: все равно рано или поздно потребуется.

Содержание

 

Функционал: необходимо и достаточно

Выбирая велокомпьютер, следует подойти к делу самокритично и честно – это сэкономит деньги и нервы. Условно все огромное многообразие моделей можно разделить на предназначенные для покатушек, любительского спорта и профессиональных занятий. Это разные функциональность и стоимость, потому оцените свои потребности объективно.

Как выбрать велокомпьютер

Если ваш велосипед везет вас с работы и на работу, в выходные у вас велопрогулки на дачу, а порой походы выходного дня, то 5-8 функций велокомпьютера начального уровня вас вполне удовлетворят. Все, что хочется знать, он покажет:

  • скорость текущую и за выбранный период
  • пройденное расстояние за день и общее
  • время движения
  • время и дату. 

Для всего этого потребуется единственный датчик на вилке. Такие модели стоят недорого, относительно долговечны и просты в настройке и эксплуатации. Принцип работы любого велокомпьютера – отсчет от длины окружности колеса. Так определяется пройденное расстояние, а с ним высчитывается и скорость: датчик всего лишь передает количество прохождений магнита мимо геркона. Все остальное – вычислительные процессы.

Если минимального набора функций вам мало, то более дорогие модели рассчитают прирост скорости, составят графики и диаграммы, будут отслеживать треки по GPS – игрушки интересные, но для большинства велосипедистов лишние. Если модель предусматривает наличие единственного датчика-геркона, то большое количество показателей – это фикция. Расчеты в этом случае очень приблизительные и усредненные, хотя некоторые производители обещают чуть ли не пульсометры, счетчики расхода энергии и каденса (частоты педалирования). Все эти цифры на экране иметь ничего общего с реальностью не будут. Для точного подсчета каденса нужна модель велокомпьютера с датчиком, установленным на шатуне, для считывания физиологических показателей – минимум отдельный пульсометр, а расход энергии высчитывается по сложным формулам.

Пример крепления магнита к спицам колеса

Пример крепления магнита к спицам колеса

С повышением стоимости добавляются и возможности велокомпьютера, особенно актуальные для туризма. Встроенные GPS-навигаторы пригодятся при выборе пути, дополнительные датчики позволят следить за температурой воздуха, влажностью, давлением атмосферного столба, положением над уровнем моря. Для простых велопрогулок такие компьютеры не нужны, но в многодневных походах со сложными условиями могут пригодиться.

↑ Вернуться к содержанию

Способ обмена данными: по проводам и без них

Вне зависимости от функциональности, велокомпьютеры могут быть проводными и беспроводными. Проводные дешевле и проще в обращении, их показатели точнее и никакие внешние факторы влиять на них не могут. Конструкция предполагает закрепленный на вилке датчик-геркон, магнит на спице колеса и сам велокомпьютер с базой, к которой подведен провод от датчика. Неудобства такого варианта разве что эстетические: провод приходится как-то убирать. Обычно крепление быстросъемное, позволяющее не оставить симпатичную вещичку на поживу мародерам.

Беспроводной вариант исключает любые провода, так что ничего не болтается и не путается, не повреждается в пути. Связь между базой/велокомпьютером и датчиком-герконом обеспечивает радиомодуль. Бывает, что на его работу влияют помехи, а при движении в группе (или даже при разъезде со встречным велосипедистом) велокомпьютер может пытаться считывать показатели чужого датчика. Энергией гаджет снабжают батарейки, и чем больше функций, тем больше должна быть их емкость. Беспроводные варианты потребляют энергию активнее, проводным хватает минимума надолго. Большинство современных велокомпьютеров среднего эшелона позволяют заменить батарейки без потери сохраненных данных.

↑ Вернуться к содержанию

Свойства: без чего не обойтись

Если функциональность и способ связи между датчиками и базой могут быть делом вкуса и зависеть от поставленных велосипедистом задач, то перечень следующих свойств должен иметься в описании любой модели велокомпьютера.

Влагозащищенность – важнейшее свойство, потому как даже мелкий дождик или роса могут привести к полной неисправности электронных компонентов. Велосипед все же транспорт всепогодный, поэтому надеяться избежать осадков не приходится. Чем выше класс оборудования и стоимость, тем надежнее велокомпьютер защищен от влаги. Но это не значит, что с ним можно переплывать чудный Днепр при тихой погоде – достаточно выдерживать обычные дожди.

Пылезащита – еще одно нужное свойство, позволяющее предотвратить загрязнение электронных компонентов. Даже если ваши треки будут проходить в чистеньких европейских городах по чистеньким европейским улицам – от грязи никуда не деться, что уж говорить о наших не совсем благоустроенных дорогах или их отсутствии. Присвоенного уровня защиты от пыли велокомпьютеры, как правило, не имеют, поэтому надо смотреть на качество сборки: щелей в корпусе быть не должно.

Велосипед испытывает постоянные вибрации, поэтому велокомпьютер не должен на них реагировать сбоями. Соответственно, необходима хотя бы минимальная ударозащищенность, а ввиду частых возможных падений – еще и ударопрочность. Первое обеспечивает хорошее крепление, с виброгасящими резиновыми прокладками и хотя бы парой болтов, второе – качественный пластик корпуса.

Важны и свойства экрана. Большинство моделей велокомпьютеров снабжены монохромным экраном, если не предполагают функций навигатора и прочих наворотов. Хорошо читаемые цифры – шикарный плюс, потому как в пути блики, пыль, вибрации не позволят присматриваться. Очень нелишней будет и подсветка.

↑ Вернуться к содержанию

Цена вопроса

Сэкономить на велоаксессуарах хочется всегда: велосипед сам по себе удовольствие недешевое, а новый требует множества дополнительных штрихов к портрету, что выливается в круглые суммы. Потому дешевый велокомпьютер кажется находкой, особенно когда велосипедист отдает себе отчет в ненужности огромного набора функций. На развалах можно найти модели от ста рублей, в магазинах чуть дороже – при этом смотреть на четырехзначные ценники совсем не хочется. Но совсем уж глубокая экономия – ошибка. Самые дешевые велокомпьютеры могут вообще не заработать, могут сломаться после первых покатушек, рассыпаться от вибраций, а трещины при установке крепления – самое частое дело. Обычно это модели шикарного китайского брэнда “безымянный”.

Тогда в какую сторону смотреть? Достойных игроков на этом рынке в России не очень много. Некоторые производители велосипедов либо выпускают свои, либо брендуют качественные нонеймы (не желая терять лицо). Традиционным качеством при невысокой стоимости отличаются независимые VDO и Sigma Sport, а также Cateye, класс премиум достойно представляет Polar.

Тем, кто не хочет тратиться на велокомпьютеры, можно посоветовать пользоваться собственными смартфонами: существует много программ, вычисляющих дистанции и скорость движения велосипеда. Никаких датчиков не требуется – отслеживание ведется по GPS.