Как выбрать синтезатор

Большинство современных музыкальных стилей сочетает живое звучание традиционных инструментов и синтезированный звук. Благодаря этому сочетанию появилась возможность реализации самых смелых творческих проектов.

В 1965 году экспериментатор-авангардист Роберт Муг открыл новую страницу в истории эстрадного искусства. Его знаменитый муг-синтезатор стал одним из первых электронных инструментов, которые привлекли внимание профессиональных музыкантов и аранжировщиков, будущих создателей стилей техно, джангл, драм-н-бэйс и эйсид-хаус.

Однако синтезатор – это не только профессиональный инструмент. Его приобретают и для обучения игре на клавишных, домашнего музицирования, создания композиций с автоматическим аккомпанементом, записи любительских авторских произведений. Именно в кругу любителей и среде начинающих музыкантов чаще всего возникает вопрос, как выбрать синтезатор и каким критериям он должен соответствовать.

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо иметь представление о том, какие принципы создания звука используются в синтезаторах различных типов и как это влияет на возможности инструмента.

Содержание:

 

Как рождается звук в аналоговых синтезаторах

В аналоговых синтезаторах звук возникает вследствие изменения интенсивности электрического сигнала. Его генерация создает разночастотные звуковые волны, наложение которых рождает богатое гармоничное звучание. Такой синтез называется аддитивным.

В аналоговых синтезаторах возможна фильтрация насыщенного звука: при субтрактивном синтезе гасятся волны определенной длины и избирательно усиливаются некоторые частоты, в результате чего возникают так называемые космические звуки. Изменение интенсивности и характера звучания происходит очень плавно. Это относят к главным достоинствам аналоговых синтезаторов, среди которых большой популярностью и у любителей, и у профессионалов пользуются модели Moog Voyager, Alesis Andromeda A6, Future Retro XS.

Как выбрать синтезатор

Виртуально-аналоговые методы синтеза звука

Генерация звука в виртуально-аналоговых синтезаторах происходит под воздействием сигнала цифровых процессоров. Программное обеспечение синтезирующего устройства позволяет управлять осциллированием, модуляцией, а также осуществлять частотную фильтрацию звука.

В синтезаторах виртуально-аналогового типа может использоваться метод FM-синтеза – частотной модуляции, при которой из комбинации нескольких простых звуковых волн возникает одна сложная. Это позволяет дополнить музыкальную композицию звуками, напоминающими звон колокольчиков, или придать ей насыщенную тембральную окраску. Впервые такой эффект был получен в 80-е годы. Он способствовал необычайной популярности модели Yamaha DX-7. И среди современных виртуально-аналоговых синтезаторов по-прежнему лучшими считаются электронные клавишные инструменты этой фирмы. Популярны также модели с 16-голосной эмуляцией Sonic Core, Casio, Korg.

↑ Вернуться к содержанию

Цифровые синтезаторы

Цифровые синтезаторы относятся к новому поколению электронных музыкальных инструментов и музыкально-моделирующих устройств. Генерация и обработка звука в них происходит по принципу действия логических схем, заложенных в сигнальных процессорах. При этом модель звука представляет собой заданную последовательность чисел, которая посредством специальной программы преобразуется в электрический сигнал, создающий звук.

В цифровых синтезаторах реалистически имитируется звучание струнных и клавишных инструментов. Один из способов такой имитации – волновой синтез, или Sample Playback – воспроизведение сэмплов. Фрагменты записи живых звуков заносятся в память синтезатора и извлекаются из нее нажатием клавиши. Этот способ используется в большинстве цифровых синтезаторов средней ценовой категории.

В моделях более высокого класса применяется комбинация волнового синтеза с технологией фильтрации звука и низкочастотной модуляции. Ее называют методом S+S. В профессиональных синтезаторах распространены и другие методы гибридного синтеза, обладающие широкими возможностями для варьирования тембра и высоты звука. Самая известная модель этого класса – Waldorf Wave.

Что надо знать о программах памяти и полифонии синтезатора

Принципиально важной характеристикой для цифровых синтезаторов считается объем памяти. В моделях последнего поколения он составляет от 4 до 32 Мбайт. Некоторые из них имеют дополнительный объем памяти программ, позволяющий хранить пресеты – звуки, созданные из базовых сэмплов. Их минимальное количество должно соответствовать всемирному стандарту General MIDI, по которому память программ обязана сохранять не менее 128 синтезированных звуков.

Каждый инструмент имеет свой голос. Воспроизведение голосов в условную единицу времени называется полифонией. Большинство аналоговых синтезаторов является монофоническими инструментами: в них при нажатии клавиши извлекается один звук, соответствующий голосу определенного музыкального инструмента. Цифровые синтезаторы волнового типа обладают полифонией от 16 до 28 голосов. Возможности новейших инструментов производства Behringer, Casio, Clavia, Korg, Medeli, Yamaha еще шире: их полифония характеризуется 48-64 голосами.

При выборе синтезатора следует обратить внимание на наличие в нем не обязательных, но весьма желательных функций. К ним, в первую очередь, относятся встроенные эффекты. Речь идет о эффект-процессорах, благодаря которым воспроизводство звучания каждой партии может иметь дополнительную обработку и подаваться на отдельный канал. Если синтезатор имеет только два выхода, поканальная обработка звука очень важна.

Резонантные фильтры используются для плавного изменения яркости звука. Они «просеивают» высокие частоты и в точке среза образуют резонансный пик. Это позволяет добиваться специфического «электронного» звучания, которое актуально для стиля техно и нередко используется в других авангардных стилях.

↑ Вернуться к содержанию

С какой клавиатурой легче работать

Клавиатура – важнейшая деталь клавишного синтезатора, которая во многом определяет и звучание инструмента, и уровень исполнения музыкального произведения. При выборе модели обращают внимание на количество клавиш, их размер и качество механики.

Считается, что размер клавиш синтезатора для профессионального исполнения должен соответствовать клавиатуре фортепиано. В большинстве моделей полупрофессионального класса полноразмерные клавиши немного короче и совпадают с фортепианными только по ширине.

В синтезаторах любительского уровня используют компактную малоразмерную клавиатуру. Играть на ней удобно, однако для обучения и серьезной подготовки к профессиональному исполнению она не подходит.

По чувствительности к касанию клавиши бывают двух типов: активные и пассивные. Активная клавиатура воздействует на звук примерно так же, как в инструменте с живым звучанием: сила и громкость звучания зависят от интенсивности нажатия. Пассивная клавиатура не влияет на силу звука. Чаще всего пассивный тип клавиш встречается в детских синтезаторах и инструментах любительского типа.

Однако и в профессиональных моделях нередко имеется функция отключения чувствительности к касанию – для имитации звучания клавесина и некоторых других инструментов.

Количество октав – качество звучания

В выборе синтезатора для различных стилей исполнения имеет значение количество клавиш, а точнее – октав. Октаве соответствует 12 клавиш.

Даже начинающим музыкантам специалисты рекомендуют приобретать модели пятиоктавных синтезаторов. Они содержат 61 клавишу, что позволяет играть двумя руками, правой исполняя мелодию, а левой управляя автоаккомпанементом.

Концертные модели синтезаторов могут иметь 76 или 88 клавиш. Они дают богатый звук и обладают настолько широкими возможностями имитации, что могут использоваться в качестве альтернативы фортепиано. Из-за размера и большого веса транспортировка таких синтезаторов бывает сложной, и для активной концертной деятельности, сопряженной с гастролями, их приобретают нечасто.

Выбирая синтезатор профессионального уровня, музыканты, как правило, отдают предпочтение менее громоздким моделям с 76 клавишами. Шести полных октав в таком инструменте вполне хватает для исполнения сложных классических произведений.

Выбор синтезатора с клавиатурой в 4 октавы целесообразен, если инструмент предполагается использовать не в профессиональной деятельности, а для музыкальных развлечений или исполнения несложных партий.

Некоторые специализированные синтезаторы могут иметь не больше 3 октав, но их приобретение должно оправдывать цель: например, для игры в оркестре с имитацией звучания конкретного музыкального инструмента.

Механика клавиатуры: какой выбор предпочтительнее

Часто именно клавиши решают вопрос выбора: из нескольких понравившихся моделей предпочтение отдают той, за клавиатурой которой приятнее и легче работать. При этом не последнее значение имеет ее жесткость.

Сильным сопротивлением нажатию клавиши характеризуются клавиатуры, которые по степени жесткости относят к взвешенным. Полувзвешенный и невзвешенный тип жесткости имеют среднее и слабое сопротивление нажатию.

Если использование синтезатора будет сочетаться с игрой на фортепиано, лучше выбрать модель со взвешенной клавиатурой фортепианного или молоточкового типа. Для серьезных занятий и творческих экспериментов подойдет синтезатор с полувзвешенной пружинной клавиатурой. Такая механика свойственна большинству аналоговых и цифровых синтезаторов, известных как полупрофессиональные и профессиональные инструменты.