Как выбрать седло для велосипеда

Каждый, кто пробовал сесть на велосипед в уже недетском возрасте, чувствовал, что на сей раз “приключения на одно место” стали обретать реальные очертания. Многие из-за дискомфорта и боли отказываются вообще от велопрогулок, а те, кто не испугался, стараются терпеть и раскатываться. Иногда это не помогает, и боль становится спутником. Тогда не остается ничего, кроме как выбрать седло для велосипеда, больше подходящее именно вашей пятой точке.

Многим кажется, что седло, которое, в общем, вещь легко заменяемая, не так важно для велосипедиста, как тормозная система или трансмиссия. Мол, если на одном неудобно, то поставим другое, помягче – будет все замечательно. Неизменно действует магическое слово “гель” – мимо него не пройдет ни один новичок, накатавший километров тридцать и ощутивший прелести российских дорог тем самым местом, на котором сидит. Обычно так седло и выбирается: человек с ноющей болью приходит в магазин и берет то, что больше всего напоминает объемную подушку. Постоянный клиент веломагазина готов: с этих пор он регулярно будет возвращаться за все более мягким, широким, дорогим… А всего-то и надо, выбирая седло для велосипеда, изучить собственную анатомию, анатомию седел и найти подходящее в соответствии с новоприобретенными знаниями.

Содержание статьи

Анатомия пятой точки

Итак, прежде чем идти за новым седлом, обратим внимание на ту часть тела, которая непосредственно с ним соприкасается. Удивительным образом мы все, такие разные, в строении скелета схожи. Кости обрастают плотью, но от ее количества зависит только объем тела, а сидим мы все равно опираясь на тазовые кости, именуемые седалищными буграми. Мягкие ткани как бы раздвигаются, соответственно, площадь давления на них уменьшается. Нет никакой разницы, сидим ли мы на стуле или в седле велосипеда, правильно подобранном в соответствии с индивидуальными особенностями.

Расстояние между тазовыми костями у людей разное, и оно не зависит от объема бедер. Даже у обладателей внушительного зада это расстояние может быть небольшим, а у сухопарого человека – наоборот. Именно этот параметр влияет на выбор седла в первую очередь. Вам не нужен широкий “диван”, если вы укладываетесь в 140 см, вам не подходят узкие спортивные (еще называют “гоночными”) седла, если тазовые кости не находят опоры. Замерить расстояние между ними можно либо классическим способом, сев в емкость с песком (отпечаток седалища будет неоднородным, и расстояние между самыми глубокими вмятинами – искомый параметр), либо с помощью специальных инструментов или даже пальцев рук – косточки можно нащупать, а измерения – дело техники.

Неправильный выбор седла грозит многими неприятностями как мужчинам, так и женщинам. Правда, мужчины склонны об этом задумываться чаще и пристрастнее: нелады со здоровьем у нас проявляться будут раньше и неприятнее. Узкое седло принимает на себя вес велосипедиста, опирающегося на него мягкими тканями промежности. Соответственно, пережимаются кровеносные сосуды, нарушается кровоснабжение. Ровно то же самое происходит, если вы приобретаете мягкое, очень мягкое седло. Кости продавливают наполнитель и он давит на мягкие ткани рядом с костями. Слишком широкое седло уже позволяет обладателям широкого таза чувствовать себя комфортнее, но “лишний объем”, то есть выступающие края, способны стереть в кровь бедра и промежность при педалировании.

Оптимальным выбором будет седло с “посадочной площадкой” шире расстояния между тазовыми костями на 3-5 см, узким носиком и относительно резким переходом от широкой части к узкой.

Женская и мужская анатомии в медицинском атласе очень различаются, но при выборе седла различия почти сглаживаются. Как правило, таз женщин шире, чем мужской, поэтому расстояние между седалищными буграми больше. Соответственно, очень узкие седла для женщин не подходят, и модели “for lady” всегда на несколько сантиметров шире. Однако строение индивидуально, и если дама прекрасно чувствует себя в мужском седле, ее не должна останавливать маркировка пола. Самая распространенная женская ошибка – выбирать седло в соответствии со своими габаритами. Следует запомнить: никакой связи между размером брюк и размером седла нет, так что примерка – наиважнейшее дело.

к содержанию ↑

Анатомия седла

Определившись с размером таза, берем линеечку и идем выбирать седло. В начале велосезона их множество на витринах веломагазинов, ибо после долгого зимнего перерыва пятая точка дает о себе знать у всех. Многие пытаются устранить дискомфорт приобретением нового посадочного места для собственного зада, поэтому продавцам грех не воспользоваться спросом.

Мягкие и жесткие

Широкий ассортимент при ближайшем рассмотрении как-то суживается. Разные производители предлагают почти одинаковые варианты: невообразимо ажурный пластик, резиновые “подушки”, обтянутые кожзамом, синтетикой или кожей узкие почти плоские седла с желобками, вырезами или выпуклостями, ретро-сидения и даже почти кресла со спинками. На этом этапе следует вспомнить, для чего вы берете седло: стиль катания определяет выбор.

Если шоссейные гонки или экстрим вроде даунхилла не для вас, если вы не спортсмен, а любитель, если ваш велосипед для вас универсален и ему предстоят то велопрогулки, то многокилометровые велопоходы, то поездки до работы и обратно – забываем о мягких, толстых и очень привлекательных седлах. Они годны только для редких получасовых выездов к магазину. Долго в них находиться нельзя – они не соответствуют человеческой анатомии. Забываем и о пластиковых ультралегких жестких сидениях – они прекрасны только в случае экономии веса и не предназначены для длительных поездок. Для редкого катания подойдет любое мягкое седло, для скоростного спортивного седло подбирается почти исключительно по весу и аэродинамике, ибо зад спортсмена касается его не слишком часто и нагрузка очень невелика.

Материалы

Если взять обычное седло в руки, то мы увидим рамку из металла (сталь, алюминиевый сплав, титан), к которой крепится пластиковая основа седла. Обтянута вся эта конструкция искусственной кожей или иным синтетическим материалом, более дорогие модели – натуральной кожей. Объем создает наполнитель, преимущественно полиуретан, взбитый в пену. Такие седла ощутимо проминаются пальцами и тут же возвращаются в исходное состояние. Чем толще слой наполнителя, тем толще и мягче седло, а такие мы уже решили игнорировать. Седла без наполнителя или с тонкой синтетической прокладкой – жесткие и плоские, и большинство находит их неудобными для длительных покатушек и велопоходов. Зато для спорта это отличный выбор: давить на седло всем весом не приходится.

От материала, которым обтянуто седло, зависит не только цена. Синтетика не предполагает отведения пота, благодаря чему одежда будет влажной, особенно в жару. Потеет велосипедист при любом стиле катания, и не стоит думать, что неспешные покатушки оставят ваши брюки сухими. Влажность приводит к потертостям, опрелостям, простудам, да и просто к неприятным ощущениям. Натуральная кожа впитывает влагу, пропускает воздух, но если под ней искусственный наполнитель – не спасает, хотя степень “увлажнения” все же меньше, чем у сидящего на искусственном материале. Для любителей активной езды создана велоформа, в частности, велошорты “с памперсом”. Влагоотводящая прокладка позволяет себя чувствовать комфортно в любом седле.

Совсем иное дело – полностью кожаные седла. У них нет пластиковой основы и наполнителя, несущую функцию выполняет сама кожа. Натуральный материал отлично отводит пот, пропускает воздух, поэтому ездить в таком седле комфортно в любой одежде. Кроме того, качественно выделанная кожа подстраивается под пятую точку владельца по мере нахождения ее в седле, повторяя все выпуклости и впадинки. Соответственно, никакого лишнего давления на мягкие ткани не происходит. Правда, такое седло необходимо “разносить”, то есть проехать в нем сотню километров. Это идеальный туристический вариант, отличное решение для городских поездок. К недостаткам кожаных седел можно отнести большой вес, высокую стоимость и необходимость тщательного ухода. Однако все окупается комфортом и долгим сроком службы: по-настоящему качественные кожаные седла переживают не один велосипед.

Конструкция

Обращают на себя внимание желобки и прорези в центре седел, вырезы необычной формы. Как правило, эти ухищрения дизайнеров и конструкторов имеют одну цель: обеспечить доступ воздуха к телу человека и снизить давление на стратегически важные места. Выбирая седло для велосипеда с желобком или прорезью в центре, стоит помнить, что это всегда риск: края отверстий тоже могут создавать зоны повышенного давления на мягкие ткани. Гораздо безопаснее в этом отношении будут небольшие отверстия, подобные дыркам для шнурков в кроссовках. Впрочем, если дискомфорта рельефное седло не доставляет, то со своими задачами оно справляется.

Женское и мужское седло, за исключением размера по ширине, мало чем отличаются. Единственное, о чем можно вспомнить – носик женского седла традиционно короче мужского. Изначально это было сделано для того, чтобы юбка велосипедистки выглядела эстетично при педалировании. Сегодня в юбках ездят редкие женщины, так что необходимость в коротком носике отпадает, но традиции остались. Мужчине женское седло может давить краем на самые важные места, поэтому для мужских седел длина – осознанное требование.

Если объектом вашего внимания стал велотуризм, то стоит обратить внимание на седла с пружинами сзади. Такие наверняка помнятся по детству: подпружиненные сиденья ставились почти на все велосипеды. Сегодня это приоритет турингов и ситибайков: комфорт важнее веса. Пружины создают амортизацию на наших интересных дорогах, не позволяя седлу оставлять синяки на мягком месте. Для спортивного катания пружинные амортизаторы вредны.

Часто модели седел, разные по стоимости, кажутся идентичными. Лишний вес в денежном эквиваленте прибавляют материалы, в основном рамка седла. Алюминий и титан легче и дороже, сталь тяжела, но стоит минимум. Если вопрос веса не стоит, сталь устроит всех. Титановые рамки, несмотря на кажущуюся прочность, почему-то часто ломаются под солидным весом велонаездника с рюкзаком, например. Скорее всего, в этом виновата экономная экономика: в титановом сплаве титана может оказаться не слишком много.

Крепление большинства седел универсальное: рамка седла вставляется в крепление подседельного штыря. Если он у вашего велосипеда уникальный или редко встречающийся – поинтересуйтесь заранее подходящими седлами. Помните, что правильная установка и регулировка седла может избавить от необходимости приобретать новое. Ну и, конечно, не забывайте про одометр: понять, удобно ли седло, можно только после цифры 100 км на его экране.

к содержанию ↑

Задним умом

Ну и последнее. Большинство начинающих велосипедистов, проклиная стоковые седла, идут в магазин за новыми. Там их ждет ценовой шок: кусок пластика в половину стоимости велосипеда, “подушечка” из почти резины с ценником в четыре цифры, а рядом очень привлекательные широкие и мягкие “диванчики” рублей за 300. Кажется, что седло и есть седло, лишь бы по размеру подошло и было мягким? Думайте “задним умом” – прислушивайтесь к ощущениям собственного седалища.

Разница есть, и ее вы очень скоро ощутите тем местом, которое предсказывает неприятности. Хорошее седло – седло дорогое, из качественных материалов, отвечающее анатомии человека, вернее, одной конкретной части тела. Конечно, некоторые производители или продавцы цены неоправданно завышают, и седло, обтянутое резиной с надписью “GEL”, не может стоить дорого. Но за натуральные материалы надо платить деньгами, иначе придется расплачиваться собственным задом.