Как выбрать профессиональный фотоаппарат

Оглянувшись на окружающие нас повседневно гаджеты, можно сказать, что цифровые носители упростили нашу жизнь до уровня интуитивных действий. Но фотосъемка пока еще считается той сферой, где без должных умений, навыков, талантов и способностей, вооруженный одним только умным фотоаппаратом – человек не может тягаться с профессионалом. Теща, задувающая юбилейные свечи, ребенок на пляже, милый котенок в мужском ботинке, селфи на фоне аниматора  – все это останется в памяти, фотоальбоме, файлохранилище, даже если вы снимаете камерой телефона или обычной “мыльницей” впервые. Фотограф-мастер работает на тираж и публику, что обязывает его делать кадры высокого качества как по содержанию, так и по исполнению. И если профессиональные качества приходят с опытом и обучением, то исполнение зависит во многом от техники, потому работают мастера исключительно с профессиональными камерами. А учиться следует именно с ними в руках, не делая скидок на неумение или нехватку средств. А как выбрать профессиональный фотоаппарат новичку, который делает первые шаги по дороге к вершинам фотоискусства? Ничего сложного  – разбираемся здесь и сейчас.

Содержание статьи

Профессиональные фотоаппараты

Профессиональный фотоаппарат – категория в большей степени маркетинговая, нежели технологическая. Никакой четкой градации на профессиональные, полупрофессиональные, любительские камеры внутри модельных рядов нет. И как тогда, выбирая профессиональный фотоаппарат, не ошибиться и не попасть на дорогой любительский?

Как выбрать профессиональный фотоаппарат

к содержанию ↑

Зеркальный профессионализм

Профессиональные аппараты отличаются от остальных расширенной функциональностью, но именно в зоне фотосъемки. Дополнительно навешанные возможности, превращающие камеру в гаджет Джеймса Бонда  – признак любительский, причем довольно низкого уровня. Профессиональный аппарат  – только фотоаппарат с огромным количеством настроек фотосъемки. Профессиональный аппарат  – всегда “зеркалка” со съемным объективом. Компактная “мыльница” за любые деньги (иногда весьма серьезные) быть профессиональной не сможет даже при наличии огромного числа мегапикселей в характеристиках и длинного списка режимов съемки.

Что собой представляет вообще этот таинственный термин “зеркальный фотоаппарат”? Вне зависимости от того, любительское ли место отведено ему или почетное профессиональное  – суть работы одна: в таком аппарате в видоискатель встроено зеркало. Конечно, не для самолюбования, а для объективного отражения и отображения реальности, то есть картинки, которую снимаете. Иными словами, смотрите в видоискатель и видите позирующую вам тещу ровно так же, как ее видит сам фотоаппарат и как, соответственно, будет выглядеть в итоге кадр  – без искажений и погрешностей. Компактные камеры в видоискателе нам продемонстрируют только то, что видит наш человеческий глаз  – а это не равно “взгляду” фотоаппарата. Потому и не бывают компактные камеры профессиональными, да и не всякая “зеркалка” к таковым относится.

к содержанию ↑

Отличия от любительских

Если зеркальные фотоаппараты не все профессиональные, то как отличить мега-крутой от средненького школярского? Во-первых, по цене. Профи на рабочем инструменте не экономят, вот и зашкаливает стоимость некоторых камер за разумные пределы. Бюджетные зеркальные фотоаппараты немного дороже “мыльниц”, но бюджет княжества Лихтенштейн не разорят. Во-вторых, по количеству настроек и функций, которые ничего ровным счетом новичку не говорят и применения им он придумать не в состоянии. Но все приходит с опытом, так что все возможности со временем будут освоены. Любительские фотоаппараты в обращении просты и стремятся все делать за фотографа, профессиональные любят ручные настройки в сотнях вариаций.

Профессиональный фотоаппарат (слева) VS любительская "мыльница" (справа)

Профессиональный фотоаппарат (слева) VS любительская “мыльница” (справа)

Выбирая профессиональный фотоаппарат, будьте готовы к значительным тратам на аксессуары, прежде всего на оптику. Объективы абсолютно всех профессиональных моделей  – съемные, и под текущую задачу можно выбрать любой. Чем уже специализация оптики, тем выше качество фото (в умелых руках) и приятнее сам процесс съемки. Следует помнить, что стандартная комплектация аппарата включает в себя объектив универсальный, и для работы почти обязательно потребуется другой  – как только вы определитесь с тем, что и как собираетесь снимать.

Собственно, а что дает профессиональный фотоаппарат и стоит ли выбирать именно его? В первую очередь  – качественные снимки: естественность цветопередачи, высокий уровень детализации изображения, минимум шумов (световых помех), четкие контуры и точная фокусировка. Сравните, к примеру, фото, сделанное фронтальной камерой планшета, и компактным фотоаппаратом. Разница чувствуется? Примерно так же далеки друг от друга фотографии из-под объективов “мыльницы” и профессионального зеркального аппарата. Ну и плюс еще возможность не просто иллюстрировать семейную летопись и постить “Вконтакте”, а действительно созидать и творить в рамках фотоискусства. И серьезно работать, конечно, тоже. Фотоаппарат в этом аспекте  – не последнее дело.

к содержанию ↑

Внимание на характеристики

На какие технические характеристики профессионального фотоаппарата следует обратить внимание в первую очередь?

к содержанию ↑

Матрица

Забудьте про мегапиксели. Их количество фактически ни на что не влияет, кроме разрешения снимка, а оно становится актуальным при печати нестандартных больших и огромных форматов. Необходимо и достаточно 12 Мп. Приобретать за большие деньги немножко цифр  – неумеренное расточительство. Профессионалы никогда не гонятся за этой характеристикой  – при соблюдении остальных условий совершенно не важно, сколько там выдает камера этих МП. Справедливости ради стоит заметить, что профессиональные фотоаппараты обычно меньше 18 Мп в распоряжении не имеют, и это в большой степени заслуга маркетологов.

А вот что действительно важно  – размер матрицы. Однозначно, чем он больше  – тем выше качество снимков. Сама матрица представляет собой пластину с ячейками-пикселями, которые преобразовывают попавший на них свет в электрические заряды, формирующие при обработке процессором изображение. Чем больше матрица  – тем больше пикселей и больше их площадь, больше пикселей  – больше захваченного света за счет повышения светочувствительности, больше света  – выше качество изображения. Соответственно, профессиональные матрицы должны быть внушительными в масштабе аппарата. В технических характеристиках их размеры обозначаются как сочетание значений по осям икс и игрек: к примеру, 22.3 х 14.9 мм. Сюда же можно отнести и кроп-фактор: чем ниже его значение, тем больше физические размеры матрицы и больше площадь пикселя. Стремимся к единичке!

Светочувствительность матрицы измеряется в ISO. Чем выше эти значения  – тем меньше зависимость от уровня освещенности. С другой стороны, при высоком ISO на снимках становятся заметны световые помехи, так называемый “шум”. Поэтому значение не конкретизируется, а задается диапазоном: чем он шире, тем больше возможностей съемки в самых разных условиях освещенности.

С понятием светочувствительности связаны представления о типах матриц, а точнее  – о сенсорах. Два варианта: либо CСD, либо CMOS. Профессиональные фотоаппараты должны бы иметь в основе CCD, ибо последние почти исключают “шум”, следовательно, качество снимка будет выше. Но пока большинство моделей верны CMOS или пропиетарным аналогам, несмотря на их “шумность”. Скорее всего, дело в высокой стоимости CCD и неумеренном их энергопотреблении. Если эти обстоятельства устраивают  – выбираем модели на CCD, нет  – берем более быстрые и экономичные CMOS. Естественно, вместе с фотоаппаратом.

к содержанию ↑

Функциональные возможности

В то время как техника пытается думать за пользователя, профессиональные фотоаппараты остро нуждаются в руководстве. В этом и заключается их главное преимущество  – вместо стандартизации предполагается свобода творчества. Ручные настройки обязательно должны включать возможность отрегулировать выдержку, диафрагму, светочувствительность матрицы, баланс белого. В соответствии с творческим видением автора, разумеется. Профессионал отличается от любителя опытом и знаниями, без которых настроить фотоаппарат в ручном режиме не получится. Но и авто-режимов никто не отменял.

На что еще обратить внимание? Скорость работы  – критерий важный, и чем выше уровень  – тем выше и она. Профессиональные аппараты  – скорострельщики, фокусировка у них занимает пару секунд, потому объекты в активном движении снимать получается прекрасно. Правда, в этом случае стоит исключить матрицу CCD и перейти на CMOS  – она ощутимо быстрее.

Уже можно определиться с выбором, не так ли? Заключительным аккордом пройдемся по аккумуляторам. Все профессиональные фотоаппараты  – устройства очень надежные, так что бегать в поисках батареек владельцу не придется. Аккумуляторы могут быть разной емкости, и в нашем случае  – чем больше, тем лучше: никогда нельзя сказать, когда понадобится камера, сколько кадров предстоит сделать. Однако тут нужен компромисс между емкостью и весом, но это уж решать только владельцу: предпочтет ли он тяжесть в руках забегам с зарядным устройством, либо наоборот.

Итак, мы идем за профессиональным фотоаппаратом. Будет он зеркальным, дорогим и… Приготовьтесь  – тяжелым и большим. В кармане и дамской сумочке носить его, чтобы когда-никогда щелкнуть понравившийся момент, не удастся. Сам аппарат или, как его называют, “тушка”, довольно увесистая штука, но еще более габаритны объективы, требующие персонального места. Несмотря на схожесть форм и размеров, эргономика камер разная, так что придется перепробовать их прямо в магазине несколько, чтобы выбрать, какая удобнее лежит в руках и не стесняет движения.

к содержанию ↑

Мы выбираем, нас выбирают

В отличие от почти любой другой техники, когда выбор фирмы-производителя почти не ограничивает выбор аксессуаров, профессиональные фотоаппараты верны одной. Если сама камера гордо несет надпись Canon, то и объективы к ней будут снабжены такой же, и штативы, и другие аксессуары, даже если созданы не на тех же заводах, но для именно этих фотоаппаратов. Совместимости и универсальности практически нет. Выбрали Nikon? Добро пожаловать в теплую компанию фанатов. Преимуществ у производителей друг перед другом нет, и смотреть придется каждую конкретную модель, не обращая внимания на принадлежность. Благо даже трех сосен не наберется  – Россия традиционно предпочла Nikon и Canon. Pentax и Olympus в этой нише  – почти эксклюзив, несмотря на авторитет.

Профессиональный фотоаппарат  – приобретение недешевое, поэтому люди обычно хотят предусмотреть все, мечтая использовать один режим и комплектный набор объективов (Kit). Но большинство мастеров фотоискусства считают, что сам аппарат почти ничего не решает, и тщательнее выбирать следует оптику, объективы. Там действительно есть, где развернуться  – широкоугольные, длиннофокусные, телеобъективы, с ультразумом и без такового… Объективов великое множество, стоимость их может доходить и превышать цену фотоаппарата. Но оно надо? Очень надо. Так что снова собираем конструктор.

И, конечно, никакие фотоаппараты и объективы не заменят фотографа с творческой идеей и умелыми руками. Как не варят вкусный обед замечательные кастрюли, так не снимают сами по себе замечательные камеры. Главное все же  – человек, задумавший и воплотивший. А уж с поварешкой ли он или с фотоаппаратом  – не так и важно.