Как выбрать полупрофессиональный фотоаппарат

Современный рынок техники демонстрирует смещение центра интереса пользователя с товаров массового потребления в сторону более профессиональных решений. Поэтому вопросом, как выбрать полупрофессиональный фотоаппарат, задается все большее количество людей, не связанных с деятельностью фотографа-профи. Просто люди хотят наивысшего качества по приемлемой цене, и готовы мириться с какими-то условностями ради получения замечательных снимков.

Содержание статьи

Если вы полупрофессионал…

Выбирая полупрофессиональный фотоаппарат, мы выбираем солидность, серьезность, качество и адекватность в обращении. Почему не “мыльницу” и не профессиональный? Казалось бы, префикс “полу-” должен давить на гордость и заставлять стремиться к высотам профессионализма. Однако это не наш случай: фотоаппарат такого уровня полностью удовлетворяет запросы тех, кто не снимает для обложек глянцевых журналов. Многим, конечно, хватает компактных камер, а большинство фотографий в соцсетях сделаны смартфонами. В таком случае, кому нужен аппарат, не доросший до профессионального, но переросший нужды Инстаграма?

  • Если вы планируете серьезно заняться фотографией, но начнете “почти с нуля”.
  • Если вы перфекционист во всем, что касается личного творчества.
  • Если вы хотите хранить в альбомах или на цифровых носителях снимки, где не смешиваются цвета, отлично видны детали и отсутствуют искажения и дефекты.
  • Если вы собираетесь снимать самые разные сюжеты в самых разных условиях, в том числе и динамику.
  • Если вам не жаль потратить на хобби относительно серьезную сумму.
  • Если вы согласны носить на себе пару лишних кг, специальные чехлы-футляры, расстаться с возможностью положить фотик в карман и забыть о нем.

Все эти “если” – для будущих владельцев полупрофессиональных фотоаппаратов. В отличие от мега-популярных компактных камер-”мыльниц”, полупрофы позволяют делать снимки высокого разрешения, отличного качества, избегать “шума”, их можно настроить в зависимости от желания фотографа и условий съемки. Такие аппараты крупнее, массивнее компактных, их оптика сложнее. К полупрофессиональным можно отнести как зеркальные, так и системные фотоаппараты. От профессиональных их отличает автоматизация настроек, меньшие габариты и меньшая стоимость. Как правило, этого хватает тем, кто решил посвятить фотографии не жизнь, но значительную часть своего свободного времени.

Стоит сразу оговориться, что деление на профессиональные, полупрофессиональные, любительские, мыльницы – это деление не технологий, а маркетинга. Четкой градации уровней нет, нет даже единых мнений о том, что именно считать признаком полупрофессионального или профессионального фотоаппарата. Кто-то относит к полупрофам псевдозеркалки с несменными объективами, кто-то зачисляет в этот отряд зеркалки начального уровня, кто-то признает таковыми все аппараты с расширенным диапазоном настроек и по ценам высшего сегмента.  Но тем, для кого качества любительского уровня недостаточно, внимание придется обратить, скорее всего, на полузеркалки и камеры с электронным видоискателем. Да, объективы у большинства моделей будут несъемными, что снижает требования к оптике и ее эксплуатации: профессиональные фотографы вынуждены тщательно следить и ухаживать за своими аксессуарами. Те модели, которые все-таки могут похвастаться сменными объективами, довольствуются обычно стоковыми.

Как выбрать полупрофессиональный фотоаппарат

к содержанию ↑

Основные точки выбора

Мифические мегапиксели

Самое главное – конечно же, мегапиксели, вернее, их количество. Это вам скажет любой продавец любой электроники со встроенной фотокамерой. Потребители привыкли, что увеличение какого-то показателя – есть хорошо, в противоположную сторону прогресс не движется, поэтому сегодня несуразные 20 Мп, например, можно обнаружить в камерах смартфонов.

Не будем говорить о том, как врут производители и их маркетинговые отделы. Все дело в том, что большое количество пикселей – не абсолютное благо, а даже наоборот. Пиксель – это светочувствительный элемент, основная рабочая часть матрицы. Если матрица позволяет, то пикселей стандартного размера на ней много – и это ведет к повышению ее разрешения. Чем выше разрешение, тем статичнее качество снимка при его увеличении. Видели, как рассыпаются фотографии, стоит увеличить участок? Непонятные квадратики, никаких четких линий.

Однако увеличение числа пикселей возможно за счет увеличения матрицы, а это влечет за собой рост и утяжеление самого аппарата. Поэтому на небольшие урезанные матрицы помещают все больше, больше, больше уменьшенных пикселей. Разрешение повышается, но качество снимка падает: крохотные светочувствительные элементы не справляются с основной задачей – улавливать свет. Появляются помехи, своего рода рябь, заметная при увеличении снимка, из-за этого нарушается цветопередача, размываются линии. В полупрофессиональных фотоаппаратах полноразмерные матрицы используются редко, так что погоня за мегапикселями может иметь обратный эффект. Большинство фотографов на количество мегапикселей внимания не обращают вовсе: в любой современной камере их достаточно, если только не снимать подручными средствами.

Загадочный кроп-фактор

Выбирая полупрофессиональный фотоаппарат, можно не раз наткнуться на непонятный “кроп-фактор”, или же термин “кропнутые матрицы”. Полноразмерные матрицы – прерогатива камер профессиональных, именно поэтому они такие большие и тяжелые – матрицы в них весьма габаритные. Полупрофессиональным достаточно матриц урезанных.

Кроп-фактор – соотношение диагонали кадра к физическому размеру матрицы. Чем этот фактор больше, тем меньше матрица. Чем меньше матрица, тем меньше пиксели. Чем меньше пиксели, тем больше “шума” (помех) на фотографиях, ниже четкость. Это все еще та история с количеством мегапикселей. Соответственно, снимки, сделанные полнокадровым аппаратом, будут более высокого качества, чем аппаратом с кроп-фактором 2 при одинаковом разрешении матрицы. Для полупрофессиональных аппаратов значения кроп-фактора должны стремиться к 2.

Зум – супер

Еще один непонятный, но очень любимый потребителем термин – “зум” (zoom). В применении к выбору полупрофессионального аппарата – “суперзум” или “ультразум”. Все, что супер, нам заведомо подходит, не так ли? Только дело в том, что зум бывает цифровым и оптическим. Кратность его может быть и высокой, но если он цифровой – клиент не наш. Полупрофессиональные камеры снабжены оптическим. Зум позволяет делать снимок объекта в приближении, не сходя с места – достигается это сдвигом системы линз, сменой фокусного расстояния. Цифровой зум – просто увеличение снимка объекта в выбранной области. Чем выше значение кратности зума – тем лучше, но искать запредельные цифры не стоит, хотя они и существуют в природе. По совпадению, часто применяются как раз для снимков природы. Так что из фоторужья щелкнуть зайца – проблемой не будет, но для портретной съемки мало кому понадобятся огромные значения.

к содержанию ↑

Функциональность для почти профи

Функциональные возможности полупрофессиональных фотоаппаратов – не в навешанных дополнительных умениях, а в востребованных именно в процессе съемки возможностях. Это тонкие настройки для более четкого исполнения видения фотографа. Сам аппарат мысли читать не умеет, потому в автоматическом режиме настройки выдает очень усредненные. Почти мастерам фотоискусства не пристало доверяться такой средней по больнице температуре. Полупрофессиональные камеры обязательно дают возможность фотографу применить руки и голову: как минимум, вручную выставляются значения выдержки и диафрагмы. От них зависит количество света, попадающего на матрицу в момент съемки. Если его мало – тени скрадывают темные части изображения, много – светлые участки сливаются.

Кроме того, в полупрофессиональных камерах необходимо и настраивать вручную баланс белого – это даст естественную цветовую гамму. Если такие настройки есть – даже начинающий методом проб и ошибок может делать качественные снимки. Однако и автонастройки не игнорируются – пригодится, когда времени на выставление значений не будет.

Для серьезных занятий фотосъемкой очень нелишней будет возможность установки дополнительных насадок на объектив. Конечно, почти любой эффект можно получить при дальнейшей обработке фотографии в графических редакторах, но идеальное качество в этом отношении дает только оптика. Правда, для полупрофессиональных аппаратов ассортимент “навеса” не слишком широк: телеконвертор, широкоугольный конвертор, панорамный конвертор, светофильтры, линзы для макросъемки. Этого достаточно для воплощения идеи.