Как увеличить мощность двигателя

Один из первых вопросов, который задают при знакомстве с новым автомобилем, – а какая у него мощность мотора? Давно известно, что лишней мощности не бывает. Независимо от примененного силового агрегата, проблема, как увеличить мощность дизельного двигателя или бензинового, во многих случаях является актуальной для автолюбителей.

Содержание статьи

Откуда берется мощность в ДВС?

Ее обеспечивает сгорание топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндрах двигателя. Именно смеси, а не бензина или солярки. И во многом от качества ТВС зависит развиваемая мощность. Использование более качественного бензина позволяет улучшить характеристики мотора. Чтобы это утверждение стало более понятным, необходимо немного затронуть работу самого ДВС. Не касаясь отдельных тактов его работы, стоит отметить:

  • качественное топливо позволяет увеличить степень сжатия, а это обеспечивает прирост развиваемой мощности;
  • полное сгорание ТВС дает возможность получить всю энергию, имеющуюся в топливе, поступившем в цилиндры мотора;
  • правильное соотношение между количеством воздуха и горючего обеспечивает оптимальные характеристики двигателя.

Все перечисленное – это основные, базовые условия, при выполнении которых ДВС способен развивать максимальную мощность.

к содержанию ↑

От чего зависит мощность ДВС, и как ее можно увеличить?

Существует множество различных подходов, каждый из которых позволяет получить положительный ответ на вопрос, можно ли увеличить мощность двигателя. Эта процедура называется форсированием, или в более завуалированной форме – тюнингом мотора. Такие кардинальные методы, как расточка цилиндров, изменение камеры сгорания, замена и подбор поршней и шатунов, позволяющие добиться поставленной цели, рассматривать не будем.

Ограничимся достаточно простыми вариантами, дающими возможность получить от двигателя большую мощность без его переделки. Исходя из такой предпосылки, стоит в первую очередь коснуться способов, перечисленных ниже.

Чип-тюнинг

Данный вариант форсирования мотора касается в первую очередь впрысковых двигателей. Дело в том, что именно в прошивке, хранящейся в памяти блока управления, записан весь алгоритм работы мотора и используемые при этом константы. Для обычного автомобиля разработчики добиваются оптимизации всех параметров машины. Но не стоит забывать, что спортивные модели автомобилей гораздо резвей обычных и у них двигатель развивает большую мощность.

Вот такую «спортивную» прошивку можно поставить на обычную машину. За счет изменения пропорций соотношения воздуха и бензина, времени начала воспламенения ТВС, а также других характеристик мощность, развиваемая двигателем, повысится. Правда, при этом вряд ли удастся выполнить те задачи, которые стоят перед разработчиками машины, – как уменьшить расход бензина и увеличить мощность двигателя. Занимаясь форсированием мотора, о проблеме уменьшения расхода топлива, как правило, стоит забыть.

Одновременно с проведением такого тюнинга стоит озаботиться новыми тормозами и усилением подвески. Повышение мощности двигателя приводит к увеличению скорости и соответственно потребует более эффективных тормозов, а также подвески, способной выдерживать гораздо большие нагрузки.

Изменение угла опережения зажигания

Для обладателей карбюраторных машин в какой-то мере мощность мотора можно увеличить, выставляя раннее зажигание. Обычно ТВС на бензиновых двигателях поджигается при положении, когда поршень не дошел до верхней мертвой точки (ВМТ). Этим увеличивается время, в течение которого происходит сгорание ТВС, и соответственно, развиваемая мотором мощность.

Однако выставлять слишком раннее зажигание не следует, это чревато возникновением детонации и разрушением двигателя. И раз мы затронули карбюраторные машины, стоит отметить, что у них изменение мощности может обеспечиваться регулировкой карбюратора и использованием различных жиклеров.

Применение фильтра с нулевым сопротивлением

На пути воздуха, поступающего в цилиндры мотора, стоит воздушный фильтр, препятствующий попаданию твердых абразивных частиц, пыли и мусора внутрь двигателя, что способствует его сохранности. Однако обычный фильтр оказывает сопротивление прохождению потока воздуха, на преодоление которого тратится часть мощности мотора. Поэтому одним из вариантов ее повышения является использование так называемых фильтров нулевого сопротивления. Представление о них даст приводимое ниже фото:

Применение подобного воздушного фильтра позволяет получить прирост мощности, достигающий 5-10 %. Обусловлено это тем, что всасывание воздуха осуществляется легче и без дополнительных затрат энергии.

Тюнинг выхлопной системы

Кроме того что в двигатель должен легко и свободно поступать воздух, так же должны выводиться отработанные газы (ОГ). Если они задерживаются выхлопной системой из-за малого сечения выхлопной трубы или преодолевают сопротивление дополнительных устройств и насадок, это создает так называемое обратное давление.

На его преодоление тратится дополнительная мощность, а кроме того, ухудшаются условия удаления ОГ, что не лучшим образом отражается на сгорании ТВС. Как и в предыдущем случае, это потребует внесения некоторых изменений в конструкцию автомобиля, но подобную работу вполне возможно сделать своими силами.

Турбонаддув

Такой способ повышения мощности достаточно популярен и подходит для бензиновых и дизельных двигателей. За счет того, что обеспечивается подача дополнительного объема воздуха, может быть использовано и дополнительное количество топлива, что при прочих равных условиях даст прирост мощности. Осуществляется турбонаддув за счет энергии ОГ, как это показано на рисунке.

ОГ после удаления из цилиндров двигателя поступают на колесо турбины и раскручивают его. Вращение передается на компрессор, который засасывает атмосферный воздух, и он под давлением подается в мотор. Стоит отметить, что эффективность такой системы повышается, когда дополнительно есть интеркулер – специальное устройство для охлаждения подаваемого воздуха.

Это необходимо из-за того, что при сжатии компрессором воздух нагревается и его плотность уменьшается, а более холодный воздух позволяет использовать больше топлива. Поэтому турбонаддув применяется совместно с интеркулером, благодаря чему такой подход обеспечивает дополнительную мощность порядка 10-15 %.

Использование закиси азота

Это еще один способ, помогающий повысить мощность двигателя. Когда закись азота попадает в цилиндры, при ее разложении появляется дополнительный кислород, необходимый для сгорания топлива. Избыток воздуха позволяет за тот же промежуток времени сжигать больше топлива, что и дает прирост мощности.

Конечно, это достаточно сложный способ, и используется он на гоночных автомобилях. Рядовые машины редко оснащаются подобными системами. Упомянут такой вариант увеличения мощности в порядке информационного ознакомления.

Существует множество способов, дающих возможность в той или иной степени корректировать характеристики двигателя, но они в основном связаны с внесением конструктивных изменений. Отмеченные варианты позволяют добиться такой же цели без внесения существенных доработок в конструкцию автомобиля.