Как стать депутатом?

Депутат – это избранный представитель народа в законодательный орган власти. Работа депутатом для многих привлекательна неприкосновенностью перед законом, возможностью влиять на исполнительную власть, и часто становится стартовой площадкой к более высоким ступеням государственной иерархии. Правда, последнее касается депутатов законодательных органов низшего звена. А депутаты Государственной Думы и так являются своеобразной элитой страны.

Если вы не знаете азов политической «кухни» своего региона, то начинать нужно с самого низа – районного или даже поселкового законодательного органа. Лучше всего для проведения предвыборной кампании пригласить специалистов в области паблик рилейшнз (PR), которые досконально знают, как стать депутатом, и наверняка имеют немалый опыт в этом непростом деле. Услуги таких специалистов стоят недешево, поэтому на выборах в районный законодательный орган можно попытаться обойтись без них. Как правило, участники предвыборной депутатской гонки районного уровня не обладают достаточными средствами для найма специалистов.

Содержание статьи

Выдвижение и регистрация

Прежде всего, вам надо зарегистрироваться в местном избиркоме. Для этого необходимо соответствие трем требованиям:

  • российское гражданство,
  • возраст не менее 18 лет,
  • полная дееспособность.

К выборам не допускаются не только несовершеннолетние и недееспособные, но и лица, на момент выборов находящиеся в местах лишения свободы. Если препятствий к выдвижению своей кандидатуры на выборы нет, вы регистрируетесь и начинаете сбор подписей.

В разных регионах вам нужно будет собрать разный процент от общего количества зарегистрированных избирателей. Обычно – от 1 до 3. Для районного уровня это будут совсем небольшие цифры. Собрать 30-40 подписей часто можно, не выходя из своего подъезда. Ну, в крайнем случае, не выходя со своего двора. Особое внимание при этом надо будет обратить на правильность заполнения подписных листов. Часто члены избирательной комиссии, отвечающие за контроль, перестраховываются и помарки рассматривают как нарушения, поэтому лучше, если все будет максимально чисто и прозрачно.

Очень хорошо, если удастся примкнуть к какой-нибудь партии и заручиться ее поддержкой (скорее всего – юридической и организационной, и с меньшей вероятностью – финансовой). Только не забывайте, что в случае победы и получения депутатского мандата вы окажетесь «в обойме» и будете обязаны подчиняться партийной дисциплине, независимо от ваших личных предпочтений. А если откажетесь, то переизбрания на новый срок вам не видать.

к содержанию ↑

Факторы, влияющие на успех кампании

После того как вы сдали подписи в свою поддержку и получили в избирательной комиссии удостоверение кандидата в депутаты, приступайте к предвыборной кампании. Это очень сложное, интересное, нервное и затратное дело. Специалисты выделяют три фактора, влияющие на успешность процедуры:

  • административный;
  • финансовый;
  • организационный.

К административному фактору относится поддержка вас действующей исполнительной властью. В современной России это уже 60-70 процентов успеха. Вам будет дан «зеленый свет» для встреч с работниками бюджетной сферы в их рабочее время, предоставлены лучшие районные площадки для разговоров с избирателями. Вы получите информацию обо всех действиях оппонентов, если о них станет известно в районной администрации. Возможно, вам окажут помощь оргтехникой или компьютерами.

Финансовый фактор – это ваш кошелек. Если он достаточной толщины, то вы сможете тратить деньги на издание полиграфической продукции и создание видеороликов или для найма агитаторов. Все эти действия очень важны. На долю финансового фактора приходится 25-30 процентов успеха.

И, наконец, фактор организационный. Под ним понимается отлаженность, согласованность и рациональность действий вашей команды. Это и написание доходчивых текстов, и съемка убедительных агитационных роликов, и правильное ведение предвыборных диспутов или встреч с избирателями. В общем, вся работа предвыборного штаба, вплоть до разноса по почтовым ящикам газет и листовок. На долю организационного фактора отводится 5-10 процентов успеха.

Но пусть узнавшие эти цифры обладатели административного ресурса не обольщаются. Поддержка районной администрации не означает автоматической победы на выборах. Нередко случается, что их, бездеятельных и апатичных, «обходят на повороте» молодые, наглые и креативные выскочки, имеющие административный ресурс в пассиве, а финансовый – лишь наполовину от необходимого. Но зато использующие организационный ресурс на 100 процентов и даже более.

к содержанию ↑

Работа со средствами массовой информации

По закону все кандидаты в депутаты имеют право на бесплатное использование газетной площади и эфирного времени в местных СМИ. Если у вас административный ресурс в минусе, то не сомневайтесь: содержание ваших статей и видеороликов станет известно конкуренту до их выхода в эфир и попадания на страницы газеты. И он примет меры, чтобы исказить или нейтрализовать ваши слова. Например, если вы будете говорить, как хорошо вы трудились на прошлом месте работы и какого успеха добились, то в выпуске новостей тут же пойдет сюжет о проблемах на этом предприятии. И это еще в лучшем случае!

Чем напряженней борьба, тем больше вероятность, что соперники докопаются до негативных фактов вашей биографии, которые есть у любого человека. Например, вы будете говорить об усилении контроля над продажей спиртного молодежи, а в ближайшем номере местной газеты появится информация, как вы в возрасте 18 лет после дискотеки попали в вытрезвитель. Или еще что-нибудь в этом роде. Чтобы хоть в какой-то мере противостоять подобной информационной атаке, необходимо издавать свою предвыборную газету.

Пусть вас не пугает слово «газета» – это только для непосвященных она будет газетой. То есть периодическим печатным изданием, которое надо регистрировать в соответствующем органе (а это процедура небыстрая) и потом еще отчитываться, рассылая выпуски по контролирующим органам. Нет, для юристов и печатников это будет информационный бюллетень, тираж которого законодательно не ограничивается. А в каком формате его выпускать – дело кандидата!

Пусть это будет четыре или восемь полос формата А3 – как обычная районная газета. И название будет для каждого выпуска свое, но схожее с названием предыдущего. Например, первый бюллетень станет называться «Углеградский вестник», второй будет «Углеградский вестник+», третий – «Углеградский вестник-нью», и так далее, причем основное название должно быть выполнено во всех выпусках одним шрифтом и в одном стиле – для узнаваемости. Люди воспримут это как разные выпуски одной газеты, что и требовалось, а специалисты поймут разницу, но юридически здесь все безупречно.

Определенную трудность вызывает разнос газет или бюллетеней по почтовым ящикам. Очень многие подъезды сейчас имеют домофоны, поэтому проникнуть в дом довольно сложно. Опытные разносчики звонят в первую попавшуюся квартиру, выбирая при этом верхние этажи, и представляются работниками коммунальных служб. В рабочее время часто приходится обзвонить несколько квартир, потому что жильцов нет дома. В этом случае лучше иметь универсальный ключ, открывающий большую часть магнитных замков подъездов.

к содержанию ↑

Встречи с избирателями

Как правило, народ на такие встречи идет неохотно. Если у вас есть карт-бланш от местной администрации и вы проводите встречи с медицинскими или педагогическими работниками во время их рабочего дня, то проблем не возникнет: каверзные вопросы задаваться не будут, потому что людям охота побыстрее все это закончить и продолжить работу или разойтись по домам. А вот если вы встречаетесь с избирателями в своем предвыборном штабе, в ДК или кинотеатре, куда открыт вход всем желающим, то надо быть готовым к любым каверзам. Почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что соперники пришлют своих «засланных казачков», которые будут задавать неудобные, неприличные или просто издевательские вопросы. Ни в коем случае не надо агрессивно реагировать на подобных людей. Их по возможности следует вывести из помещения, а если сделать это без шума не получается, то либо отвечать на вопросы так, чтобы расположить аудиторию к себе (а это довольно сложно), либо просто игнорировать.

как стать депутатом

Понятно, что и вы должны засылать своих «казачков» к самым серьезным конкурентам. Вопросы, касающиеся неприятных для соперника тем, следует приготовить заранее. Грамотно и вовремя заданный вопрос может мгновенно снять лоск с самого витиеватого краснобая, пожелавшего стать депутатом. Устраивать обструкцию не стоит, это, скорее, расположит аудиторию к вашему конкуренту, ведь народ привык жалеть того, на кого «наезжают».

к содержанию ↑

Финишная прямая

Как правило, последние три недели предвыборной кампании являются самыми напряженными. На это время все соперники приберегают самые убойные «козыри». В особо сложной ситуации некоторые члены предвыборного штаба ночуют на рабочем месте, потому что приходится засиживаться допоздна, а с утра пораньше вновь приниматься за дела. На этом этапе высока вероятность выкладывания в эфир и на страницы газет грамотно скомпонованной полуправды или применения методов «черного пиара».

К последнему относится неавторизованный выпуск газет, где пишется о вас откровенное вранье, или печать от вашего имени листовок или рекламных буклетов с глупым содержанием. Такие листовки в огромных количествах разбрасываются в подъездах, магазинах, общественном транспорте или просто на улице и валяются, превращаясь под ногами в мусор, попутно вызывая негативное отношение к человеку, от чьего имени их выпустили. Это только два популярных примера, методов же существует много, и постоянно придумываются новые. Ко всему этому надо быть готовым и выработать алгоритм действий для каждого случая. Однозначно сказать, как надо действовать, невозможно, все зависит от конкретной ситуации.

к содержанию ↑

День выборов

Это кульминация кампании. Вряд ли в такой день будут какие-то провокации – в этом просто нет смысла. А вот вброс бюллетеней для голосования вполне возможен, особенно если на стороне вашего соперника административный ресурс. Для этого на каждом участке должен быть ваш наблюдатель, а лучше – двое. Методика работы наблюдателей отработана очень хорошо: контроль процесса голосования и ежечасный отчет перед руководителем предвыборного штаба о количестве избирателей, получивших на данный момент бюллетени.

Наблюдателей следует проинструктировать о действиях при возникновении той или иной конфликтной ситуации. Они должны уметь правильно зафиксировать жалобы избирателей, если таковые будут. А если кто-то пожелает проголосовать на дому, одному из наблюдателей необходимо отправиться туда вместе с членами избирательной комиссии – такое право у него есть. А вот участвовать в подсчете бюллетеней наблюдатели не должны, но имеют право находиться рядом с членами комиссии и контролировать, верно ли они ведут подсчет. Обычно члены комиссии сами боятся жалоб наблюдателей и не препятствуют им в исполнении их обязанностей.

к содержанию ↑

Финал

Итак, голоса подсчитаны, вы победили. При выборах районных депутатов это обычно становится известно уже через несколько часов после закрытия избирательных участков. Информация, конечно, неофициальная и основывается на данных, предоставленных вашими наблюдателями. Как правило, информация эта довольно точная, и если у вас солидный отрыв от ближайшего конкурента, то можете пить шампанское. А если проиграли?

Вот для таких случаев и фиксируются жалобы избирателей. Если соперник обошел вас совсем на «чуть-чуть», а на участках было много запротоколированных нарушений, вы можете обращаться в суд с иском о признании результатов выборов недействительными. Шансы, что результаты выборов по вашему округу отменят, невелики, но они все же есть. И если вам (вернее, вашему адвокату) удалось убедить судью, что допущенные на избирательных участках нарушения помешали объективно определить победителя выборной гонки, то будут назначены перевыборы. И тогда вся карусель закрутится по новой, но расклад сил при этом будет совсем другой.