Как составить бизнес-план

Бизнес-план можно назвать своеобразным обоснованием коммерческого успеха компании, представленным в документальном виде. По сути, он является не просто пошаговым руководством по созданию нового предприятия, но и заветным ключом к сердцу инвестора. Поэтому вопрос, как составить бизнес-план, волнует множество начинающих предпринимателей. Об основных тонкостях и особенностях данного процесса будет рассказано в нашей статье.

Содержание статьи

Целесообразность составления документа

Написание бизнес-плана является необходимой мерой в случаях:

  • создания нового предприятия,
  • представления фирмой новых продуктов и услуг на рынке,
  • расширения рамок коммерческой деятельности компании.

Бизнес-план позволяет предпринимателю уже на начальном этапе оценить затраты на реализацию проекта, выявить возможные риски, изучить перспективы развития рынка и т.д. Кроме того, грамотно составленный документ выступает лучшей гарантией успеха в плане привлечения инвестиций. Как бы ни было печально, но зачастую причиной отказа в инвестировании достойного и интересного проекта служит наличие ошибок в бизнес-плане. Это является лучшим подтверждением того факта, что процесс создания документа требует особо ответственного подхода.

Как составить бизнес-план

к содержанию ↑

Основные требования к разработке и презентации бизнес-плана

В первую очередь в документе должна быть детально рассмотрена цель проекта и проработаны шаги к ее достижению. Это позволит всем участникам, задействованным в создании предприятия, обрести уверенность в собственной выгоде и безопасности. Так, тщательное изучение бизнес-плана дает возможность сотрудникам банка получить гарантию своевременного возврата кредита. Для деловых же партнеров особо важную роль играет стабильность предполагаемого дохода, а также рост объемов рынка на протяжении длительного времени. Создатель документа должен быть компетентен во всех вопросах, касающихся его идеи. Это поможет развеять любые сомнения потенциальных партнеров и инвесторов.

В готовом бизнес-плане должны содержаться ответы на вопросы, кто и каким образом будет осуществлять разработанный проект. Также следует обосновать, по какой причине идея представляет интерес для инвестора и какой доход он сможет получить от ее реализации. Что касается объема документа, то он в первую очередь зависит от сложности проекта.

Чтобы составленный бизнес-план заинтересовал максимальное количество людей, предпринимателю необходимо ознакомиться со специальной литературой для подбора оптимальной формы его презентации. Важную роль играет именно стиль подачи информации – речь должна быть предельно простой и понятной. Перенасыщенный незнакомыми терминами рассказ очень скоро утомит слушателей. Тем более что рассмотрением проекта будут заниматься финансисты, далекие от технических и производственных вопросов. Также стоит отметить, что план должен основываться на реалистичных предположениях и подтверждаться ссылками на информационные источники.

к содержанию ↑

Примерная структура документа

Зачастую начинающих предпринимателей интересует вопрос, как составить правильный бизнес-план по пунктам. Стоит отметить, что четко утвержденной структуры документа не существует – она определяется лишь спецификой отрасли. Поэтому приведем общий образец, который может быть адаптирован под любой бизнес.

к содержанию ↑

1. Титульный лист

Конечно же, любой бизнес-план начинается с обложки. Поскольку она является своеобразным лицом документа, подходить к ее оформлению нужно крайне ответственно. Красиво оформленный проект сразу привлечет внимание потенциальных инвесторов. Желательно, чтобы обложка была выполнена на фирменной бумаге и содержала логотип компании. На титульном листе должна присутствовать следующая информация: название, юридический адрес, телефоны и электронный ящик предприятия, а также сведения о контактном лице. После обложки следует лист с содержанием документа, в котором перечисляются все разделы с указанием страниц.

к содержанию ↑

2. Резюме

Является первым и одним из важнейших разделов документа. Именно с него потенциальные инвесторы и партнеры начинают свое знакомство с бизнес-планом. В данной части кратко описываются цели и задачи проекта, прогнозы будущей прибыли и объемов продаж, размер требуемых инвестиций и период окупаемости. К написанию первого пункта необходимо приступать уже после проработки документа в целом, когда будет просчитана экономическая составляющая бизнеса.

к содержанию ↑

3. Цели и задачи

Раздел включает в себя анализ идеи, основные цели и направления будущей деятельности. Также в данном пункте следует привести характеристику выбранной отрасли.

к содержанию ↑

4. Описание услуг или продукции

На данном этапе следует рассмотреть основные характеристики «товара», его уникальные достоинства, жизненный цикл (пример представлен на фото) и способность удовлетворять потребности рынка. Помимо этого, в разделе отражаются существующие патенты и авторские права.

как составить правильный бизнес-план

к содержанию ↑

5. Анализ рынка

Здесь размещаются результаты оценки покупательского сегмента, проводимой с учетом его роста и размеров, а также сильных и слабых сторон конкурентов. В самом начале раздела необходимо дать описание рынка, на котором планируется сбывать продукцию или услуги. Поскольку инвестор может быть не знаком с данной нишей бизнеса, ему необходимо понять основные тенденции и перспективы выбранного направления, оценить возможность развития предприятия, уловить отраслевые экономические тенденции. Далее следует описание потребительской аудитории с ее четкой сегментацией по уровню дохода, географическому положению, демографическим данным, пользовательскому поведению и т.д. В заключение описываются прогнозируемые изменения рынка, способные повлиять на бизнес-процессы.

к содержанию ↑

6. План маркетинга

Предусматривает оценку конкурентоспособности товаров и услуг. На данном этапе происходит выбор методов ценообразования и стимулирования продаж, составление схемы распространения продукции.

к содержанию ↑

7. План производства

В этом разделе приводятся сведения о помещениях и оборудовании, которые потребуются для выполнения различных работ или осуществления производственных процессов. Также здесь следует упомянуть о поставщиках и субподрядных организациях, к услугам которых придется прибегать.

к содержанию ↑

8. Людские ресурсы

В данном пункте приводится описание состава рабочего персонала в целом, включая специалистов и руководство. Обязательным элементом раздела является разработка организационной структуры предприятия (пример представлен на фото). Изучив ее, читатель должен получить представление о принципах взаимодействия служб компании. Здесь же определяется система стимулирования и оплаты труда.

самостоятельно составить бизнес-план

к содержанию ↑

9. Объемы и источники финансирования

В этом разделе приводится оценка объема требуемых финансовых средств, перечисляются источники их формирования, указываются сроки поступления и возврата.

к содержанию ↑

10. Оценка рисков и финансовый план

Цель данного этапа – прогнозирование выручки и затрат на производство и реализацию продукции. На базе результатов предыдущих разделов определяется прибыль, рентабельность и срок окупаемости проекта. Все финансовые прогнозы строятся на 3-5 лет. Здесь же приводится анализ существующих рисков.

к содержанию ↑

11. Приложения

В самый конец документа обычно выносятся копии соглашений и договоров, биографии, отчеты, объемные графики, схемы, иллюстрации и т.д.

Руководствуясь приведенной структурой, предприниматель сможет самостоятельно составить бизнес-план. Если читательская аудитория документа известна заранее, то необходимо изложить всю информацию в понятной и доступной для нее форме. В данном случае использование малознакомых терминов и сложных экономических выкладок будет несколько неуместным. Это лишь затруднит процесс восприятия проекта и снизит вероятность положительного решения в его пользу. Хорошим решением станет размещение на страницах документа различных графиков и таблиц, улучшающих наглядность приведенной информации.

Организации, часто занимающиеся рассмотрением бизнес-планов (например, банки), имеют свои четко выработанные стандарты на предоставляемые материалы. Необходимо заранее выведать эту информацию, чтобы процесс разработки документа не затянулся надолго. Как уже говорилось выше, общепринятых требований к составлению бизнес-плана не существует. Можно выделить лишь основные принципы и определенные этапы создания документа, которые нашли свое отражение в приложенном видео.