Как сделать бизнес-план?

Любое дело начинается с бизнес-плана. Даже если хозяйка захочет пожарить картофель, в голове сама собой сложится некоторая последовательность действий – купить картошки, масла, почистить овощи, покрошить, и можно жарить. Разумеется, все эти рассуждения остаются за кадром, но автоматически на каждое решение формируется определенный порядок выполнения, т.е. за идеей следует ее реализация. Так что любой из нас знает, как сделать бизнес-план.

Содержание статьи

Что собой представляет бизнес-план

По сути, это развернутый ответ на вопросы, что нужно делать для реализации определенной идеи. Во многих случаях готовых решений не существует, остается риск неправильного проведения анализа, но и тогда, при таком развитии ситуации, должны быть предусмотрены некие действия.

Все сказанное далее не касается формы и манеры изложения бизнес-плана, а относится именно к его духу и предназначению. Фактически, оценивая проект, надо дать ответы на ряд вопросов:

  1. Какова определяющая идея бизнес-плана и чем будет заниматься новая фирма или производство.
  2. Какая сложилась ситуация на рынке предлагаемого вами продукта, товара или услуги. Насколько все это нужно и востребовано, кто будет потребителем.
  3. Каково положение конкурентов и кто они. Приносит ли им эта деятельность доход или они терпят убытки.
  4. На кого вы можете опереться. Кто будет вашим помощником, какие специалисты нужны для реализации проекта. Где будут производиться ваша продукция или услуги.
  5. Какие существуют риски, препятствующие реализации плана.

Большую часть из тех вопросов, на которые желательно иметь ответ, можно увидеть на приведенной ниже диаграмме.

как сделать бизнес-план

к содержанию ↑

О самом бизнес-плане

После того как появляется некоторая определенность в будущем проекта и хотя бы схематически его можно изобразить на бумаге, пора переходить к планированию действий и наполнению схемы реальным содержанием. Фактически на этом этапе и происходит первое воплощение в жизнь ваших идей. Бизнес-план пишется для самых разных случаев – освоения нового изделия, открытия фирмы или предприятия, планов их развития, для предоставления инвесторам и банкам или привлечения компаньонов. В любом случае он должен давать ответ на все возможные вопросы, которые возникнут у сторонних людей при ознакомлении с ним.

Что касается идеи, то она может относиться к любой области. Главное, как говорят классики, – найти потребность и удовлетворить ее. Только в том случае, если вы предложите востребованный товар или услугу, бизнес будет успешным. Так, всем нужны хлеб и молоко, и подобные продукты будут продаваться. Если же идея высосана из пальца, например, оклеить все помещения в городе или стране картинками с розовыми слониками, то, увы, ничего хорошего из нее не получится.

Затем надо оценить сложившуюся ситуацию на рынке, на который вы хотите попасть. Для этого требуется выяснить, на каких условиях, кем и в каком количестве продается аналогичный товар. И закрывают ли ваши конкуренты текущую потребность или нет. Например, вы хотите открыть службу такси. В этом случае надо узнать об уже существующих подобных фирмах и сколько есть желающих воспользоваться их услугами.

Если на одного клиента приходится десять предложений, то успешность подобного бизнеса вызывает сомнения. А может быть и наоборот – на десять запросов услуги всего одно предложение. Тогда ваша идея правильная, и проект окажется успешным. В данном случае одну из основных ролей должно играть маркетинговое исследование. В первую очередь определяется круг ваших возможных покупателей. Например – вы открываете магазин, торгующий хозяйственными мелочами на пути от остановки к новому жилому комплексу.

Значит, покупать в нем товар будут те, кто предпочитает сделать это перед самым домом, и его цену продавец может установить несколько завышенной. Выгода для покупателя – приобрести нужную вещь в нужном месте в нужное время, и такое удобство позволит смириться с несколько увеличенной стоимостью товара. А если ее уменьшить относительно сложившейся в городе, то общее количество покупателей увеличится.

Устанавливаемый на продукцию уровень цены, опять же, дает возможность определить именно бизнес-план. Для этого производится расчет доходов и расходов, что выявляет узкие места в текущей деятельности и позволяет своевременно принять меры по их устранению и, соответственно, изменить цену. Конкретно расписывать все возможности и пути снижения затрат и повышения доходов – занятие бесперспективное. Это должно исходить от автора идеи, именно им она выстрадана, и он лучше всех должен знать, как можно вести дела дальше.

к содержанию ↑

Конкуренты, кто они?

Это один из основных вопросов, ответ на который во многом должен предопределить ваше поведение. И если исходные данные выбраны правильно, сделать бизнес-план будет просто. В данном случае о конкурентах вам нужны такие сведения:

  • объем их производства;
  • цена на готовую продукцию;
  • условия поставки;
  • предоставляемые скидки;
  • возможности по расширению бизнеса.

Этим далеко не исчерпывается перечень тех вопросов, на которые вы должны дать ответ. Надо только помнить, что какие бы вы сведения ни собрали, их всегда будет мало. А кроме того, конкуренты позволят вам лучше узнать собственное производство и товар, найти новые пути для модернизации и обеспечения тем самым преимуществ в борьбе за клиента.

Сопоставление данных, полученных от изучения рынка (маркетинговых исследований), и возможностей конкурентов как минимум дадут ту долю продаж, на которую можно рассчитывать. Естественно, что это касается только первоначального этапа, скажем так, при выходе на рынок. В дальнейшем бизнес-план (тот же самый или уже другой) должен предусматривать развитие и модернизацию вашего продукта, снижение затрат на его изготовление и увеличение занимаемой доли рынка.

Особенно важным должно быть понимание конкурентных преимуществ ваших оппонентов. Оно обязано заставлять вас принимать меры по совершенствованию своей продукции и ее модернизации, а также использовать все лучшее, что применяют ваши оппоненты и что может поддержать ваш бизнес.

к содержанию ↑

Сроки и возможности реализации проекта

Исходя из всех полученных результатов может быть установлена сумма, требующаяся для реализации проекта. Она должна включать затраты на материалы, комплектующие и сырье, оплату труда и иные расходы. В бизнес-плане обязательно надо расписать, каким образом будет производиться продукция и что для этого потребуется.

Не должно быть общих фраз, например: организация контрактного производства там-то и там-то. Каждое из упоминаний кооперированных поставок надо подтверждать расчетами, сроками и согласованными ценами. Это позволит вам создать план-график выполнения работ, прихода и расхода денежных средств. Такой график должен быть предусмотрен на первый год существования нового производства с периодичностью в месяц, а на 2-й и 3-й – с периодичностью в квартал.

Наличие подобного прогноза покажет, насколько устойчивым будет положение предприятия в ближайшей перспективе и какое денежное обеспечение потребуется для выхода проекта на самофинансирование. Фактически бизнес-план позволяет на бумаге проверить возможность реализации идеи от ее рождения до самостоятельного существования. В обязательном порядке стоит проработать вопрос о финансировании проекта, величине и источниках поступления денег.

Во многом это будет зависеть от условий производства и имеющихся специалистов. На ранних этапах работ их привлечение позволит повысить глубину анализа и детализацию бизнес-плана, но надо помнить, что он должен быть выстрадан автором идеи, тем человеком, кто его создает. Лучше не пользоваться бизнес-планом, написанным на стороне. Если кто-то сделает его за вас, то это будет уже совсем другой проект, и не факт, что приведенные в нем цифры удастся реализовать.

к содержанию ↑

Риски

Стоит учитывать и возможные риски, срывающие реализацию бизнес-плана. Их может быть много, и среди них стоит упомянуть:

  • поломку оборудования;
  • изменение уровня цен на материалы и комплектующие;
  • срывы и задержки платежей за поставленную продукцию.

Могут быть и другие причины, из-за которых выполнение бизнес-плана в установленные проектом сроки становится невозможным. Так что их стоит предусмотреть и стараться избегать. Каким образом – это уже определяется применительно к конкретной текущей ситуации.

к содержанию ↑

Что же получается в итоге?

Результатом подобной достаточно объемной работы будет документ, свидетельствующий о вашем отношении к своему проекту. Существуют определенные требования к его оформлению, и после их выполнения можно предлагать бизнес-план инвесторам, банкам для получения кредита, сторонним организациям для совместного участия в проекте.

В любом случае наличие такого документа, касающегося конкретного предложения, свидетельствует о серьезности намерений и значительно увеличивает ваши шансы на успех.

Бизнес-план необходимо считать непременным шагом в развитии любой идеи. Именно его составление позволяет полностью оценить ее практическую ценность и принять решение о ее реализации. Кроме того, при этом можно спрогнозировать реальные доходы и расходы на проект и определиться с источниками и величиной его финансирования.