Как развить память?

Память представляет собой психический процесс, с помощью которого человек накапливает, сохраняет и в дальнейшем использует жизненный опыт: личный или общественный. Знания о том, как развить память, основываются на представлении этого процесса как многофункционального, состоящего из нескольких этапов.

Содержание статьи

Виды памяти

Принято разделять память на три вида: зрительную, слуховую и моторную.

Функция зрительной памяти заключается в сохранении увиденной информации.

Слуховая память отвечает за воспринимаемые организмом звуковые ощущения.

Моторная память – более сложный процесс. С ее помощью мы учимся на собственных ошибках. Именно этот вид памяти служит для автоматизации тех или иных действий. Так, научившись ходить, человек уже не придает значения каждому своему шагу.

к содержанию ↑

Развитие памяти – это тренировка внимания

Для того чтобы что-то запомнить, необходимо это что-то заметить, т.е. обратить на него свое внимание. Тренировка внимания – первостепенная задача в вопросе развития функций памяти.

Наиболее доступный и эффективный метод, который разрешит вопрос, как развить память и внимание, – это использование игровой формы. Например, прогулку по парку можно совмещать с подсчетом количества скамеек по левой стороне аллеи.

как развить память

Креативные идеи в повседневных делах сыграют значительную роль в развитии внимания, ведь каждая замеченная мелочь способствует концентрации мозга, постепенно улучшая способность схватывать новое и важное без особого труда.

к содержанию ↑

Упражнения для развития памяти

Развитие памяти предполагает выполнение ряда упражнений, основными условиями для которых являются систематичность и качество исполнения.

№ 1. Повторение

Количество повторений прямо пропорционально качеству запоминания. Чем больше человек повторяет материал, тем быстрее он его запомнит.

Заучивание стихов наизусть еще со времен детского сада – наиболее распространенный пример подобной методики. Это своеобразная тренировка перед будущей взрослой жизнью. Уже на этапе школьного обучения дети, с которыми практиковали заучивание стишков наизусть, показывали лучшие результаты в обучении, нежели те, кто детских садов не посещал.

Повторение – наилучший способ развить память. Но и у него есть некоторые отрицательные стороны, например значительные умственные затраты. Подобная ситуация может стать мучительной для человека неподготовленного, т.к. его мозг не имел необходимых тренировок, а следовательно, не привык к получению однообразной, скучной информации.

Еще одним существенным недостатком повторения является большой временной интервал. Поэтому начинать занятия по этой методике следует с запоминания коротких фраз или мудрых высказываний известных людей. В таком случае мозг будет получать информацию дозированно, чрезмерно не напрягаясь.

На начальном этапе занятий по повторению лучше вооружиться тетрадью или блокнотом. Здесь желательно фиксировать свои успехи, записывая выученные фразы или стихи. Таким образом можно отслеживать динамику обучения и отмечать свои достижения. Данный прием позволит повысить уверенность в собственных силах и послужит хорошим стимулом для дальнейшего развития памяти.

Важным моментом обучения являются каждодневные упражнения. Пусть объемы информации будут небольшими, но подача их должна стать регулярной, чтобы мозг выработал привычку запоминать новый материал легко и быстро. Даже если кажется, что сил и времени катастрофически не хватает, на фразу из нескольких слов ресурсы нужно найти и ни в коем случае не давать себе поблажек, иначе придется начинать работу заново.

№ 2. Дорога – помощница в развитии памяти

Как правило, ежедневно человек преодолевает несколько маршрутов: идет или едет на работу, в магазин, в гости и обратно. Повседневное рутинное занятие можно превратить в полезное и увлекательное. Например, поставить себе задачу – запомнить какой-то объект, который часто встречается на пути в один из дней, и сравнить его состояние на другой день.

Так, можно подсчитать количество прохожих, идущих навстречу утром на пути к остановке, отметить, во что они одеты, какое у них настроение. Проходя тот же маршрут на следующий день, нужно постараться вспомнить день вчерашний и поискать сходства и отличия.

Подобное упражнение необходимо делать до тех пор, пока человек не почувствует, что его мысли о прохожих появляются автоматически, на уровне подсознания. Используя дорогу и привычные маршруты, можно не просто развить память, но и улучшить внимание и способность анализировать информацию. Отрицательных сторон этого процесса просто не существует.

№ 3. Ведение дневника

Каждый день человека наполняют и внешние, и внутренние переживания, связанные с коммуникацией, профессиональной деятельностью или семейными событиями. Как правило, день проходит, а следующий приносит новые ощущения и события. И то, что сегодня произошло, просто забывается.

Ведение дневника позволяет достичь сразу двух целей: зафиксировать все мысли, возникающие в течение дня; улучшить мнемическую функцию посредством ежедневной записи событий. Ученые пришли к выводу, что память человека способна сохранять практически всю информацию, полученную им в жизни. Но ее настолько много, что мозг просто не справляется с поиском необходимого материала.

Постоянное возвращение к изученному путем повторения представляет собой протаптывание дороги к тому месту, где сберегается когда-то воспринятая информация. Таким образом работа мозга облегчается и он быстрее находит необходимый материал, спрятанный в лабиринтах памяти. Поэтому ведение дневника – это способ воспроизвести одну и ту же информацию дважды в день, тем самым заложив хорошую перспективу для дальнейшей эффективной работы мозга. В роли дневника может вступать обычная тетрадка или ежедневник. Заполнение рекомендуется проводить перед отходом ко сну. В том случае, если стоит задача планировки дня, дневник заполняется еще и утром, а вечером происходит своеобразный отчет по выполненным за день пунктам.
Записывать можно все что угодно: интересные мысли, свои или случайно услышанные от окружающих фразы, отрывки из песен или стихов и т.д. Неплохим способом считается и ведение собственного блога.

Именно такой метод позволит развить память быстро и с учетом самых мелких деталей. Но минусом подобного подхода является его непригодность в учебном процессе.

№ 4. Использование креативного способа

Творческий подход к любой проблеме может дать поразительные результаты, а в вопросе развития памяти креативность способна стать единственным эффективным методом. Итак, тренировка в сочетании с необычным подходом помогает быстрому запоминанию даже самого сложного конкретизированного материала.

Методика заключается в следующем: в процессе заучивания чего-либо человек параллельно делает непривычное для подобной ситуации дело, например, танцует или декларирует детский стишок. Некоторые школы имеют такой опыт: при заучивании стихов ученики отжимаются. Получается, что развивается и память, и тело.

Человеческий мозг так устроен: он быстрее запоминает новую информацию, которая преподносится необычным способом. Творческий процесс позволяет легко запоминать и быстро вспоминать материал.

Если человек здоров и проблемы с запоминанием не связаны с какими-либо органическими нарушениями работы мозга, то развить память с помощью тренировок и несложных упражнений ему вполне под силу за достаточно короткий срок.

При этом занятия должны проводиться регулярно и сопровождаться только положительными эмоциями.