Как работает двигатель машины?

ДВС – аббревиатура, знакомая практически каждому, даже если человек ни разу не сидел за рулем автомобиля. Эти моторы прочно вошли в повседневную жизнь, так что порой трудно представить, как можно обойтись без помощи подобного устройства. Однако при всем разнообразии их применения чаще всего ДВС устанавливаются на транспорте. Существует достаточно много их видов, но почти все они действуют по одному принципу. Рассмотрим, как работает двигатель машины.

Содержание статьи

Об устройстве и многообразии ДВС

Создано много различных моторов, схожих по своему конструктивному исполнению. Конечно, все относительно, например, сравнивать бензиновый ДВС и дизель достаточно сложно. У каждого из них свои достоинства и недостатки, но их работа основана на одном и том же эффекте – расширении газов, происходящем при сгорании (взрыве) ТВС (топливно-воздушной смеси) внутри мотора. От этого явления и произошло название «двигатель внутреннего сгорания».

Основные элементы такого мотора приведены на рисунке ниже:

как работает двигатель машины

Поршень, коленчатый вал, шатун помещаются в специальный корпус, именуемый блоком цилиндров. Сверху все это закрывается головкой блока цилиндров, в которой располагаются клапаны и свечи, а снизу крепится поддон картера, предохраняющий от повреждений коленчатый вал двигателя.

Конечно, это далеко не полное описание устройства ДВС, но минимально необходимое для понимания того, как работает двигатель машины. Надо только сделать несколько пояснений о назначении дополнительных узлов. Итак:

  • кривошипно-шатунный механизм (КШМ) осуществляет преобразование во вращение коленвала возвратно-поступательного движения поршня;
  • впускная система обеспечивает заполнение цилиндров топливной смесью;
  • система зажигания осуществляет воспламенение ТВС в цилиндре в нужный момент времени.

Лучше понять, как устроен ДВС, а также каким образом он изготавливается, поможет видео:

к содержанию ↑

О работе ДВС

Подобный двигатель работает циклически, существует 4 этапа, или такта, обеспечивающих бесперебойную работу.

  1. Впуск. При этом в цилиндры поступает топливно-воздушная смесь (ТВС, смесь с воздухом паров бензина). Выпускной клапан закрыт, впускной открыт, поршень перемещается вниз (к НМТ от ВМТ).
  2. Сжатие. Клапаны закрыты, ТВС полностью в камере сгорания, поршень движется вверх (к ВМТ от НМТ).
  3. Рабочий ход. Клапаны закрыты, ТВС сжата в объеме камеры сгорания, система зажигания инициирует образование искры. ТВС воспламеняется, при ее горении образуется большое количество газов, и в камере сгорания создается повышенное давление, в результате чего поршень движется вниз. КШМ преобразует это поступательное движение во вращение коленвала.
  4. Выпуск отработанных газов. Впускной клапан закрыт, а выпускной открыт. Поршень идет вверх, из цилиндра удаляются продукты сгорания смеси, осуществляется подготовка к поступлению следующей порции ТВС.

Все циклы работы приведены на рисунке ниже.

как работает двигатель машины

Дополнительную информацию о работе ДВС можно получить при просмотре видео:

Чаще всего на автомобиле ставят двигатели, в которых располагается более одного цилиндра, например 4-тактный 4-цилиндровый ДВС. В этом случае описанные процессы происходят поочередно в каждом цилиндре, что позволяет добиться равномерной работы мотора и увеличения его общей мощности.

ДВС прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Не говоря об автомобилях, он применяется во многих вспомогательных устройствах и механизмах, облегчающих выполнение самых разнообразных задач. Для работы ДВС необходимо только обеспечить нужное количество топлива, что значительно упрощает использование такого мотора в самых отдаленных местах и тяжелых условиях.