Как правильно переключать передачи на автомобиле?

При всех достоинствах АКПП по целому ряду характеристик она уступает обычной механической коробке. Это касается экономичности и реализации всех возможностей автомобиля, не говоря уже о затратах на обслуживание АКПП. Вот почему опытные водители предпочитают МКПП, хотя она и требует определенных навыков по управлению подобным устройством. Так как правильно переключать передачи на автомобиле, не испытывая при этом никакого дискомфорта?

Содержание статьи

Необходимые сведения о передачах и их переключении

Благодаря КПП меняется крутящий момент, поступающий на колеса от двигателя. Это позволяет подобрать режим движения автомобиля, соответствующий текущей дорожной обстановке. Непременным сопутствующим атрибутом МКПП является сцепление, дающее возможность кратковременно разрывать связь между двигателем и трансмиссией. Так что в автомобиле с МКПП используются 3 педали – тормоз, газ, сцепление.

Левая нога водителя управляет работой сцепления, правая – газом и тормозом. Сцепление выжимается только кратковременно, при включении и переключении передач. Во всех других случаях левая нога располагается на специальной площадке слева от педали. Сказанное выше для большей наглядности показано на рисунке.

Не стоит забывать, что в момент смены передач автомобиль превращается в движущееся по инерции тело, поэтому переключение скоростей необходимо проводить быстро, но без суеты, плавно и своевременно, не подвергая элементы машины избыточным нагрузкам.

Расположение передач обычно показано на рычаге. Если вы впервые садитесь за руль автомобиля или порядок скоростей в коробке для вас непривычен, следует до начала движения попрактиковаться в их переключении при стоянке, чтобы потом не возникало трудностей и путаницы.

к содержанию ↑

Когда нужно переключаться?

Смена передач выполняется при определенной скорости движения.

Должно быть понятно, что приведенные границы достаточно условны, скорее даже схематичны, и рассчитаны на движение ненагруженной машины по ровной дороге при отсутствии препятствий. Обычно первая передача в таких условиях используется только для того, чтобы тронуться с места. Сразу после этого необходимо перейти на вторую, не дожидаясь показаний по спидометру 20 км/ч. В то же время если автомобиль загружен или находится на занесенной снегом дороге, в грязи, то переключение можно провести позже, немного разогнав машину.

Умение правильно и своевременно выбрать требуемую передачу во многом зависит от реальных условий движения, а не только от показаний комбинации приборов. На первых порах, конечно, придется пользоваться спидометром и тахометром, а потом придет понимание, как правильно переключать передачи на легковых автомобилях, грузовиках и прочих ТС, и вы сможете на слух определять нужный момент.

к содержанию ↑

Как переключать передачи?

Сама процедура достаточно проста и не требует каких-то запредельных усилий. Итак:

  • если автомобиль движется, то необходимо отпустить газ и нажать сцепление. Выполнять все это следует быстро и без рывков;
  • включить нужную передачу, для чего рычаг перевести в нейтральное положение, а затем он устанавливается в требуемое;
  • отпустить сцепление и прибавить газ, левая нога помещается на предусмотренную площадку, правой регулируется скорость движения (нажимается или отпускается педаль газа).

Какого-то жестко заданного порядка использования передач не существует, вы можете включать с 3-й передачи сразу 5-ю или с 4-й переходить на 2-ю. Конечно, при этом автомобиль должен двигаться с соответствующей скоростью.

Дополнительная информация об описанной процедуре приведена на видео:

к содержанию ↑

Некоторые ошибки при переключении

Сразу надо отметить, что при смене передачи рука должна находиться в верхней части руля. Связано это с тем, что если она у водителя располагается низко, то в момент переключения непроизвольно руль смещается влево. Такой хват позволяет избежать подобного, да и кроме того он дает возможность парировать уход автомобиля.

Должна быть выработана привычка использовать максимально возможную для конкретной ситуации передачу. Это связано не со скоростью движения (она может оставаться и небольшой), а с экономичностью. На высших передачах потребление горючего меньше. Например, на четвертой можно двигаться как на 100 км/ч, так и на 40, поэтому можно выбрать скорость, наилучшим образом подходящую для конкретной ситуации.

Обязательно надо добиться синхронного переключения передач и выжимания сцепления. И отпускать его необходимо плавно, избегая лишних рывков и дерганий машины. Недостаточный уровень газа – следующая из многочисленных ошибок, особенно при начале движения. Так, при переключении с повышенной на пониженную передачу часто автомобиль дергается, совершая своеобразный кивок. Избавиться от этого можно, увеличив обороты в момент нахождения рычага переключения в нейтральном положении.

Конечно, могут быть разные ситуации, и в каждой из них потребуются какие-то свои действия, но в общем теперь должно быть понятным, как правильно переключать передачи на автомобиле, оснащенном механической КПП.

Хотя АКПП обладает рядом преимуществ, но большинство опытных водителей отдают предпочтение обычной коробке. Она позволяет гораздо полнее реализовать все возможности, которые предоставляет современный автомобиль, если, конечно, ей правильно пользоваться и переключать передачи.