Как правильно написать жалобу?

Право гражданина Российской Федерации на коллективные и индивидуальные обращения в различные инстанции закреплено в статье 33 Конституции РФ. Сам же порядок рассмотрения регламентируется Законом № 59-ФЗ от второго мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В данном законе помимо порядка указываются как сроки рассмотрения, так и ссылки на статьи административного кодекса, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение статей закона об обращениях граждан. В соответствии со статьей 4 вышеуказанного нормативного акта обращения классифицируются на 3 типа, одним из которых является жалоба. Чаще всего в жалобах граждан содержится просьба о защите или восстановлении прав и свобод как самого гражданина, так и других лиц. Но эффективность любого обращения зависит от его содержания. Как правильно написать жалобу? На чем акцентировать внимание, и какие нюансы нужно соблюсти?

Для начала стоит запомнить, что любое обращение подается в письменном виде. Никакой государственный орган или частная организация не примет вашу устную жалобу. Кроме того, анонимные обращения граждан на основании законодательства РФ не рассматриваются.

Жалоба подается непосредственно в организацию, к компетенции которой относится решение вопросов, указанных в подаваемом документе. Любое обращение рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых остается в организации, принимающей обращение, а другой – у заявителя. На втором экземпляре обращения должна быть расписка о получении. Только таким образом можно будет доказать факт подачи обращения гражданином. По закону письменное обращение рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации.

При написании жалобы стоит обращать внимание на несколько моментов. Всем известно, что подобного рода обращения пишутся в официально-деловом стиле, в котором не допускаются чувства и эмоции. Текст жалобы должен быть сухим, не содержать излишней «воды», словосочетаний а-ля «собственно говоря», «к примеру» и т. д. Кроме того, не стоит злоупотреблять оскорблениями в адрес «обидчика». В жалобе не должно быть вымыслов и догадок, нужно указывать только аргументы и факты, относящиеся к проблеме. Если вы юридически подкованы, то делайте в жалобе ссылки на законы. Обращение, в котором имеются факты, подкрепленные отсылками на нормы законодательства, рассматривается намного быстрее.

Как правило, в верхней правой части страницы указываются наименование органа и фамилия должностного лица, в чей адрес направляется жалоба. Если фамилия и адрес заявителя отсутствуют в жалобе, то данное обращение классифицируется как анонимное и не рассматривается, поскольку невозможно предоставить ответ заявителю. Вследствие чего, если вы хотите, чтобы жалоба «реально» подействовала, обязательно в правой верхней части страницы напишите свои Ф. И. О., адрес и телефон.

После отражения фактов указываются конкретные требования, которые начинаются со слова «Прошу». При отсутствии каких-либо требований все же стоит написать следующее: «Прошу принять соответствующие меры».

Заявитель вправе приложить документы, подтверждающие факты, изложенные в обращении. Правда, документы должны быть заверены соответствующим образом. К примеру, если вы подтверждаете факт болезни, то справка из больницы должна быть подписана врачом и заверена печатью.

Помните, что чем больше людей обращаются в одной коллективной жалобе, тем сильнее эффект от нее. Законодательство РФ не запрещает гражданам обращаться коллективно в какой-либо орган. К примеру, если работодатель не выплатил работникам заработную плату, они вправе обратиться в государственную инспекцию труда с жалобой на работодателя. При этом коллективная жалоба, как правило, будет рассмотрена быстрее, чем обращение, поданное в частном порядке.