Как пользоваться Фотошопом?

Научиться работать в Фотошопе – мечта многих пользователей. Тратятся деньги, трафик, время на закачку и установку программы. Однако зачастую все заканчивается после нажатия на исполняемый файл «Photoshop.exe». Посмотрев на открывшееся перед ним окно редактора, наполненное всевозможными палитрами и графическими инструментами, на обширные меню с наборами специфических команд, новичок впадает в легкий ступор. А вспомнив рассказы «бывалых», пересыпанные сложными фотошоповскими терминами, он вдруг понимает, что это не его. И совершенно зря.

Содержание статьи

Постараемся развенчать миф о непонятности Фотошопа, который вот уже многие годы сопутствует одному из лучших графических редакторов. Для того чтобы понять, как пользоваться Фотошопом, достаточно запустить программу и изучить эту статью. Конечно, в небольшом обзоре невозможно охватить даже сотую часть этой мощной программы, но получить прививку от страха перед ней вполне реально.

В первую очередь составим предварительный план изучения азов работы в Фотошопе. Он будет состоять из трех пунктов:

  1. Организация рабочего пространства программы.
  2. Принципы работы.
  3. Несколько полезных советов.

Теперь остается только следовать этому плану, и у нас все получится.

Изучаем архитектуру рабочего стола Фотошопа

Первый шаг, он трудный самый…

Будем считать, что Фотошоп у нас уже скачан, установлен и на рабочий стол выведен ярлык. Версия программы, используемая для наших целей, особого значения не имеет. Подойдет любая, имеющая окончание CS или СС. Например, у авторов стоит Adobe Photoshop CC 2014, вы можете использовать любую другую, имеющую указанные выше аббревиатуры. Без страха щелкаем на значке программы и ждем какое-то время загрузки приложения (скорость открытия зависит от мощности вашего ПК).

Наконец перед нами появляется главное окно редактора.

Осматриваемся на местности

Сразу же успокоим пользователя. Несмотря на грозный вид, ничего сложного в открывшейся картине нет, если понимаешь, что перед собой видишь. Предварительно зайдем в «Файл > Новый» или нажмем сочетание клавиш «Ctrl+N», создавая новый документ. Это наша будущая картина или, на языке редактора, холст. Теперь Фотошоп полностью приведен в боевую готовность, и можно спокойно рассмотреть его отдельные компоненты. Условно окно программы можно разбить на 4 основных блока:

  1. главное меню (вверху),
  2. панель инструментов (слева),
  3. окно документа (место, где расположен сам холст),
  4. палитры (справа).

Разберемся с каждым блоком отдельно.

Главное меню

Пожалуй, это единственный стандартный элемент интерфейса программы. Здесь пользователь видит знакомые по другим программам названия «Файл», «Редактирование»… Однако есть и специфические меню, присущие только графическим редакторам. Остановимся на них подробней.

  • Изображение. Основное назначение этого меню – работа с цветом, тоном и размерами изображения.

  • Слои. Главная «изюминка» программы, появившаяся еще в 3-м выпуске Фотошопа (на сегодня разработано уже 15 версий). Именно слои позволяют творить чудеса при работе с изображением. Здесь собраны почти все настройки этого базового элемента редактора.

  • Фильтр. Волшебная страна для начинающего. Применение фильтра к изображению может изменить его до неузнаваемости.

Мы специально не стали описывать остальные меню программы. Многие пункты в них известны большинству пользователей. А вот вышеописанные вкладки – основа для работы в Фотошопе. И все команды в них созданы специально для работы с графикой. В версиях с аббревиатурой CS и CC появилось еще меню «3d», но оно пока не так популярно.

Примечание. Помните: в Фотошопе есть большой спасательный круг – любое действие или даже целый ряд действий всегда можно отменить.

Панель инструментов

В рабочем поле программы, с левой стороны, расположена панель инструментов. В ней собрано все, что нужно для рисования и обработки картинки вручную.

Причем здесь можно найти как банальные «кисть» и «карандаш», так и весьма экзотичные «Волшебный ластик» или «Магнитное лассо». Вызываются они все одинаково – либо щелчком на нужном ярлычке, либо горячей клавишей. Причем если нажать и не отпускать левую клавишу мыши на миниатюре с требуемым вам орудием рисования, то с небольшой задержкой покажется табличка с его дополнительными разновидностями.

Выбрав какой-либо инструмент, вы увидите, как под панелью с главным меню появляются его атрибуты. Их можно изменять и настраивать.

Окно документа

Его можно назвать и более красиво – холст, то есть место, на котором отражается процесс нашего творчества. Вызывается он из меню «Файл» командой «Создать» или сочетанием клавиш «Ctrl+N».

Здесь все довольно понятно, разве что стоит обратить внимание на панель статуса, расположенную внизу. В ней даются основные сведения о параметрах нового документа. Нажав на треугольник мышкой, вы увидите массу интересной информации.

Палитры

Переходим к самому главному и интересному блоку программы – к палитрам. В Фотошопе их великое множество, причем от версии к версии их количество растет. Например, в СС их уже 27, и в следующих выпусках станет еще больше. Однако основной палитрой, без которой невозможна работа, всегда была и остается палитра «Слои».

Это главное, великое изобретение разработчиков Фотошопа, и сегодня оно присутствует практически во всех серьезных графических редакторах. Слои в Фотошопе можно сравнить с листами кальки, которые накладываются на ватман, и на каждом что-то изображено. И когда наложен последний лист, то мы видим финальное изображение. Со слоями можно творить множество интереснейших вещей. Их можно отключать, удалять, делать невидимыми, объединять в группы и заставлять их действовать по одной команде – в общем, есть еще немало различных операций, которые выполняются при помощи слоев.

Вторая палитра, на которой хотелось бы остановиться особо, – это палитра «История». Тоже очень важный элемент, без которого работа в редакторе превратилась бы в мучение. Особенно она важна для новичка, желающего узнать, как научиться пользоваться Фотошопом, и, естественно, допускающего на первых порах массу ошибок.

Окно «История» позволяет отменять, почти на бесконечное количество шагов, ваши действия. То есть вы можете воплощать самые буйные фантазии на холсте, не боясь испортить конечный результат. В любой момент любое действие может быть отменено. Можно сделать снимок холста, уйти далеко вперед в своем творчестве и вдруг понять, что все не так и вы в тупике. Что делать? В Фотошопе это не проблема. Вы просто щелкнете на сделанном много «веков» назад снимке и попадете в то время, которое на нем запечатлено. И спокойно начнете работать в новом направлении. Вот что такое палитра «История».

Чтобы посмотреть все палитры программы, достаточно открыть меню «Окно». Там собраны самые основные окна Фотошопа. А вот как выглядит картинка с открытыми палитрами:

Впечатляет, не правда ли? Кстати, в последних редакциях программы (CS и CC) появилась возможность выбирать готовый модуль нужной вам рабочей среды.

Здесь присутствует 6 уже настроенных рабочих сред. Из них наиболее востребованные – «Рисование» и «Фотография». Можно самому настроить рабочий стол под свои нужды и сохранить его.

Он сразу же появится в колонке выбора рабочей среды. На скриншоте показан рабочий стол, настроенный под нужды авторов статьи, с открытой палитрой «Стили»:

Обратите внимание – рядом с постоянно открытыми основными окнами (слева) находится вертикальная рабочая панель, на которую можно вывести значок любой нужной вам палитры для быстрого доступа к ней.

к содержанию ↑

Вступаем в бой

Итак, получив самые базовые понятия о строении программы, попробуем с их помощью создать какой-нибудь простенький рисунок. Пусть это будет, например, 3d-шар. Будем считать, что Фотошоп у нас уже загружен, и приступаем непосредственно к работе.

  1. Идем «Файл > Создать» (Ctrl+N).

    Ничего не меняем, только введем название нашей будущей картины – «Шар 3d». Щелкаем «ОК» и получаем готовый к творчеству документ (холст). Жмем Ctrl+0. Такое действие позволяет увеличить визуальный (не физический!) размер холоста до границ с палитрами.

  2. В окне «Слои», зажав предварительно Alt, щелкаем на значке «Создать новый слой» (Shift+Ctrl+N) в нижней части панели.

    Причем здесь Alt? Дело в том, что просто щелкнув на значке «Создать…», мы сразу получим новый слой без возможности его предварительной настройки. Конечно, его можно настроить и позже, в Фотошопе почти нет безвозвратных действий, но лучше это сделать сразу – просто так гораздо быстрее. Вводим в открывшемся окне название слоя «Шар» и назначаем ему любой цвет (в нашем случае – красный). Для новичка это значительно удобней и облегчает дальнейшую работу. Когда изображение состоит из большого числа слоев, неопытный пользователь Фотошопа может легко запутаться и наделать ошибок. Присвойте каждому слою свое название и цвет, и все станет значительно проще.

  3. Выбираем на панели инструментов «Овальную область». По умолчанию там стоит прямоугольник, но это легко исправляется – зажимаем Shift и давим на М. В результате получаем то, что нам нужно, – овал.
  4. Опять зажимаем Shift и проводим курсор от центра холста в любую сторону. Зажатый Shift нам нужен для получения идеальной окружности. Если вы хотите выровнять полученный пунктирный круг (в Фотошопе такой пунктир называют «бегущие муравьи»), то просто станьте указателем вовнутрь круга (курсор изменит свою форму на стрелку с квадратиком) и передвиньте окружность куда хотите.

  5. Главная часть. Смотрим вправо на «Слои». У нас должен быть выделен слой «Шар». Щелкаем по изображению градиента (G) в панели инструментов или жмем Shift+G (если градиент спрятан), как в случае с овалом, и переходим на панель атрибутов.

    Настраиваем ее следующим образом:

    • Радиальный градиент.
    • Режим нормальный.
    • Инверсия – ставим галочку.

    Все остальное по умолчанию.

  6. Делаем заключительный шаг, который волшебным образом превратит нашу непонятную картинку в полноценный рисунок. Ставим курсор мышки в верхней части шара, не очень далеко от внутренней границы, и ведем его вниз, не отпуская левую клавишу нашего манипулятора. Это примерная схема. Вы можете смело экспериментировать, сколько душе угодно. Как мы помним, в Фотошопе можно все отменять, хоть тысячу раз. Результат нашей первой работы вы видите на скриншоте.

  7. Теперь нам осталось только сохранить плоды нашего труда. Предварительно нажимаем Ctrl+E (сведение слоев). Далее идем «Файл > Сохранить как» и выбираем формат JPEG.

    Вообще-то родной формат Фотошопа имеет расширение PSD, но сохраняться в нем следует только в том случае, если вы намерены потом продолжить работу с изображением. Кстати, при таком варианте не следует сводить слои – это приведет к потере возможности редактирования. Щелкаем «Сохранить», затем в появившемся окне выставляем максимальное качество (12)…

    …и жмем последний раз «ОК». Все, наша работа сохранена.

к содержанию ↑

Несколько советов, без которых не обойтись

  1. Вызовите настройки редактора (Ctrl+K). Активируйте пункт «Рабочие диски». Поставьте галочку напротив любого диска (где достаточно свободного места) и снимите ее с диска С. Фотошоп имеет свой файл подкачки, который иногда очень активно использует.

    Поэтому его лучше располагать на любом диске, кроме системного, где он находится по умолчанию.

  2. При настройке рабочего пространства обязательно выводите на первый план палитры «Слои» и «История». Для начинающего пользователя Фотошопа эти панели самые востребованные. В Сети ходит много легенд о мастерах, работающих вообще без визуального отображения палитр (при нажатии TAB все панели исчезают или, наоборот, появляются), использующих исключительно клавиатурные сокращения. Теоретически такое возможно, но, конечно, не для новичка.
  3. Программа устроена так, что практически любое действие можно выполнить несколькими способами, начиная от простых ходов, лежащих на поверхности, и заканчивая многоходовками, скрытыми в глубинах редактора. Причем во многих случаях более сложный способ расширяет возможности проводимых операций, и это может значительно изменить конечное изображение. Вот пример на тему нашего 3d-шара:

    Здесь применен «Стиль слоя», где количество настроек просто огромно и, соответственно, можно получить несколько иной результат.

Но делая первые шаги, старайтесь руководствоваться классическим правилом – от простого к сложному. Это поможет вам избежать множества ошибок и разочарований. Даже «гуру» этого легендарного редактора признаются, что не знают всех тонкостей программы. Поэтому не огорчайтесь, если что-то вначале не будет получаться. При должной настойчивости понимание того, как пользоваться Фотошопом, обязательно придет. Adobe Photoshop – это та программа, которая отплатит вам втройне за потраченные на ее изучение усилия. Удачи!